Материал: 2 игрушечных телефона.
5. Игра «Гуси-гуси».
6. Словесная игра «Не говорить «да» и «нет».
IV. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.
7. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
V. Неречевые (невербальные) умения.
Цель: выявить умение использовать в диалоге неречевые средства общения: жесты, мимику.
8. Игра - инсценировка «Встреча колобка с медведем». При определении количественных показателей мы опирались на исследования у О.С. Ушаковой.
3 балла – ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
По вышеуказанным показателям можно выделить следующие критерии оценки:
Высокий уровень: дети умеют слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; использовать в речи выражения, соответствующие правилам этикета, применять неречевые средства общения.
Средний уровень: дети, которые допускают неточности в формулировке собственного суждения; в умении выражать его средствами языка; без инициативы вступают в общение и затрудняются в завершении диалога; пользуются умениями речевого этикета при напоминании взрослого.
Ниже среднего уровня: трудно идут на контакт не только с незнакомыми сверстниками, но и взрослыми; в их речи отсутствуют слова и выражения речевого этикета; затрудняются высказывать собственное суждение в виду неумения правильно его сформулировать; не использует в речи эмоционально-оценочной лексики; не умеют слушать собеседника.
Исходя из качественных критериев, можно определить количественные критерии:
Высокий уровень: 18 – 24 балла;
Средний уровень: 12 – 17 баллов;
Ниже среднего: 11 баллов и ниже.
Диагностика проводилась со всеми детьми. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. Задания давались в интересной для детей форме: в виде поручений, сюжетно-ролевой, подвижной и дидактической игры, а так же в виде беседы и экскурсии.
Правильные ответы детей вызывали одобрение, поддержку; в случае затруднения ребенку не показывали виду, что он не справился, а просто давался ответ, но в протоколе отмечалось невыполнение.
Диагностические задания распределялись по блокам. Это дало возможность проследить все необходимые умения и навыки в построении диалогической речи в общении детей.
В первый блок вошли задания, направленные на выявления умений детей вступать в общение, поддерживать и завершать диалог, учитывая ситуацию и условия общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу, переспрашивать.
Умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога проверялись во время наблюдения за детьми при выполнении различных заданий.
При выполнении поручений дети вели себя стесненно. Не знали, как начать разговор с незнакомыми родителями, практически не использовали выражений, связанных с речевым этикетом. Зачастую подходили к родителям и говорили: «А у нас собрание будет! Нам сказали, чтобы родители подготовились рассказать о том, как они воспитывают своих детей».
В ходе разговора воспитателя (незапланированная беседа) на тему выходного дня вопросы имели обобщенный характер. В то же время они были направлены на определение исходного уровня развития диалогического общения, например: Как провел выходной день? Куда ходили с родителями? Какое настроение у тебя было в начале дня и изменилось ли оно в конце? Остальные вопросы задавались по мере развития темы разговора. В данном виде деятельности дети были более раскрепощенными, так как педагог был для них знаком и дети охотно шли с ним на контакт, вступали в диалогическое общение с удовольствием. При ведении беседы хочется отметить, что реплики детей были краткими, содержали только ту информацию, которую спрашивал педагог. Таким образом, структура диалогов была довольно проста.
Проведенные беседы позволили сделать следующие выводы: дошкольники не совсем точно формулируют ответ на вопрос, не владеют диалогической стороной речи и невербальными средствами выразительности.
Во втором блоке была проведена экскурсия в другую одновозрастную группу, где во время наблюдения за детьми выявлялись умения детей включаться в разговор, использовать словесные обращения знакомства, приветствия, привлечения внимания, согласие и отказ, извинение, привлечение внимания, приглашение, просьба и т.д.
Смотрите также::
Характеристика коммуникативной компетенции в письменной речи
Проблеме формирования коммуникативной компетенции уделили большое внимание такие методисты как Сысоева Е.Э., Мильруд Р.П., Гальскова И.Д. и многие другие. Коммуникативная компетенция- способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общен ...
Методологические и методические основы разработки программно-методического
комплекса как дидактического средства
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элеме ...
Использование техники работы с разными материалами на кружковых занятиях
Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у ...