Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Отметка в школьной жизни ребенка

Отметка в школьной жизни ребенка

Школьная жизнь ребенка наполнена многообразной деятельностью: учеба, выпуск стенной газеты, игры с одноклассниками, участие во внеклассных мероприятиях и т.д. Все эти виды деятельности проходят в непосредственном общении с педагогом и товарищами. Поначалу ребенок непосредствен в проявлении своих чувств, мыслей, желаний; он еще не осознает своего социального положения ученика.

Со временем ребенок начинает понимать взаимосвязь между своими успехами в учебе, своими отметками и своим положением в классе. «Чем глубже будет осознавать ученик важность и необходимость учения, тем большее влияние окажут на него его собственные успехи и неудачи в учении именно потому, что создается общественное мнение о нем, регулирующее отношения между ним и другими. Исключения из этой закономерности могут иметь место в том случае, если:

- школьник имеет такие личностные качества, которые в процессе других видов деятельности и общения проявляются настолько экспрессивно, что преодолевают отрицательное мнение о нем сверстников, возникающее у них при оценочном суждении педагога и выставлении ему отметки;

- школьник, отставая в учении, еще надеется выправить положение, догнать товарищей, у него есть вера в свои силы;

- педагог целенаправленно организует учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, а отрицательные оценки и отметки не переносились на отношение к его личности.

Однако все эти исключения не определяют общего реального положения».

Классный коллектив оказывается как бы разделенным на 3 яруса:

учащиеся на «5» и «4»;

учащиеся в основном на «3»;

«отстающие» (двоечники).

Учащиеся разных ярусов начинают разграничивать общение друг с другом. «Отличники» привыкают смотреть на «середнячков» и «отстающих» свысока, что порождает массу конфликтов между детьми (чаще всего вражда внутри класса возникает именно в системе отношений «отличник-двоечник»). Процесс самовоспитания отличников приобретает неверное направление, т.к. их внимание переключается на «перевоспитание» отстающих.


Смотрите также::

Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на свежем воздухе в старшей группе детского сада
Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи (умение объяснить и сформулировать свои представления). Привлечение детей к подготовке необходимых для ...

Развитие воображения у младших школьников
У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображ ...

Признаки равенства прямоугольных треугольников
Чтобы установить равенство прямоугольных треугольников, достаточно знать, что два элемента одного треугольника соответственно равны двум элементам другого треугольника (исключая прямой угол). Это, конечно, не распространяется на равенство двух углов одного треугольника двум углам другого треугольни ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru