Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Отметка в школьной жизни ребенка

Отметка в школьной жизни ребенка

Школьная жизнь ребенка наполнена многообразной деятельностью: учеба, выпуск стенной газеты, игры с одноклассниками, участие во внеклассных мероприятиях и т.д. Все эти виды деятельности проходят в непосредственном общении с педагогом и товарищами. Поначалу ребенок непосредствен в проявлении своих чувств, мыслей, желаний; он еще не осознает своего социального положения ученика.

Со временем ребенок начинает понимать взаимосвязь между своими успехами в учебе, своими отметками и своим положением в классе. «Чем глубже будет осознавать ученик важность и необходимость учения, тем большее влияние окажут на него его собственные успехи и неудачи в учении именно потому, что создается общественное мнение о нем, регулирующее отношения между ним и другими. Исключения из этой закономерности могут иметь место в том случае, если:

- школьник имеет такие личностные качества, которые в процессе других видов деятельности и общения проявляются настолько экспрессивно, что преодолевают отрицательное мнение о нем сверстников, возникающее у них при оценочном суждении педагога и выставлении ему отметки;

- школьник, отставая в учении, еще надеется выправить положение, догнать товарищей, у него есть вера в свои силы;

- педагог целенаправленно организует учебно-воспитательный процесс так, чтобы общение с учеником не ставилось в зависимость от его достижений или неудач в учении, а отрицательные оценки и отметки не переносились на отношение к его личности.

Однако все эти исключения не определяют общего реального положения».

Классный коллектив оказывается как бы разделенным на 3 яруса:

учащиеся на «5» и «4»;

учащиеся в основном на «3»;

«отстающие» (двоечники).

Учащиеся разных ярусов начинают разграничивать общение друг с другом. «Отличники» привыкают смотреть на «середнячков» и «отстающих» свысока, что порождает массу конфликтов между детьми (чаще всего вражда внутри класса возникает именно в системе отношений «отличник-двоечник»). Процесс самовоспитания отличников приобретает неверное направление, т.к. их внимание переключается на «перевоспитание» отстающих.


Смотрите также::

Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. По данным Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2008 году среди детей в возрасте от 0 до 18 лет, лишь 32,1% детей признаны здоровыми, 51,7% имеют ...

Использование компьютера для дополнительного образования
Эта модель ориентирована на возможность получения дополнительного образования. Сюда можно отнести: подготовку к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, самостоятельное изучение иностранных языков, получение начальной профессиональной подготовки, углубленное изучение отдельных школьных д ...

Авторитет школьного библиотекаря
Должность школьного библиотекаря - пост уважаемый; с библиотекарем регулярно советуются по целому ряду вопросов. Чаще всего библиотекарь в школе один, а потому является личностью неповторимой и пользуется автономией, о которой учителям и мечтать не приходится. К сожалению, по той же причине он част ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru