Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения - поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

http://www.blagovest.ru/ купить настольный вентилятор в интернет магазине.

Актуальность настоящего исследования обосновывается в первую очередь тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для усвоения общепринятых форм коммуникации и правил поведения среди людей. Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, т.е. в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Теоретические основы проблемы исследования является определение возможностей и условия развития диалогической речи дошкольников в процессе интеграции образовательных областей.

Исследованиями в области развития речи детей затрагиваются теоретические и практические условия, психологические и педагогические особенности формирования речи и ее компонентов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.А. Горячева, Н.И. Жинкин, О.С. Ушакова). Развитие коммуникативных навыков и речи в процессе общения изучали М.И. Лисина, В.В. Гербова, А. Арушанова и др. Развитие речи и языковых навыков в творческой деятельности рассматривается Н.И. Жинкиным, Г.М. Ляминой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др.

Объектом исследования является процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет - развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей.

Цель исследования - теоретическое и практическое изучение проблемы развития диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие диалогической речи дошкольников в процессе интеграции образовательных областей будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях: 1) теоретически определены и методически апробированы педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию диалогической речи дошкольников, к которым относятся: а) изучение возможностей интеграции образовательных областей; б) интеграция образовательных областей будет осуществляться всеми педагогами ДОУ; в) будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей; 2) создана развивающая пространственно-предметная культурно-речевая среда в социумах общения ребёнка; 3) разработана дидактическая система (специализированные занятия, игры по развитию диалогического развития детей) в структуре образовательно-воспитательного и личностного воздействия на ребёнка.

Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Исследовать особенности развития диалогической речи у дошкольников.

Рассмотреть возможности интеграции образовательных областей при решении задачи развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Проанализировать педагогические условия развития диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме; систематизация полученной информации.

2. Практические: наблюдение за речевой деятельностью детей, анализ детских диалогов; методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ.

Новизна исследования заключается в том, что в работе рассматривается проблема развития диалогической речи дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДО.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе трудов ученых, занимающихся исследуемой проблемой, изучения опыта педагогов, психологов и методистов в области дошкольного образования мы расширили представления об особенностях развития диалогической речи дошкольников в процессе интеграции образовательных областей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.


Смотрите также::

Теории развития эмоций
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, ...

Нормы отчета о продвижении школьников в учении и развитии
В обучении на содержательно-оценочной основе сложились специфические нормы отчета педагога об успехах школьников перед родителями и руководством школы. Смысл отчета в том, чтобы представить картину о процессе формирования личности школьника, дать содержательную характеристику усвоенных школьником з ...

Специфика учебного диалога
В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством исторического и культурного развития общества. Именно поэтому теория диалога неразрывно связана с развитием различных сфер общественной жизни. Исследователи указывают на то, что уже ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru