Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.
Разыгрывание ролей в детских играх послужило основанием для создания некоторых психологических концепций развития личности. Одна из них принадлежит американскому психологу Дж. Миду. Он считал, что развитие личности происходит в процессе взаимодействия индивида с разными людьми. Детские ролевые игры служат тому доказательством, т.к. сначала в играх малышей выполняется любая роль, что заставляет многих ученых (в основном зарубежных) оценивать такое игровое поведение как подражание или идентификацию, а не взятие роли. В данном случае действует предположение, что ребенок приписывает себе различные качества внешних объектов и людей. Затем дети вырастают, обогащается круг их общения, в число значимых людей включаются другие родственники, сверстники. Теперь в игре ребенок усваивает целую систему регламентаций поведения в виде правил игры. На этом этапе развития игры дети уже берут на себя роли, например "мужчина", "учитель", "отец", означает усвоение системы взаимных требований и ожиданий.
Игры, в которые обычно играют дошкольники, можно разделить на три основных группы:
Подвижные игры: с мячом, со скакалкой, прятки и т.д., которые способствуют физическому развитию ребенка.
Образовательные игры: в лото, в разноцветные пирамидки. Такие игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представление, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление.
Ролевые игры – наиболее типичны для дошкольного возраста и наиболее важные для развития ребенка.
Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять с игрушкой то или иное действие. Усваивая его, ребенок начинает входить в мир ролевой игры. Так, воспроизводя действия родителей, ребенок порождает одну из самых первых ролевых игр – "в семью" или "дочки-матери". По мере общения со взрослыми и познания окружающего мира он знакомится с тем, что делают люди разных профессий, в результате чего рождаются игры в строителя, врача, офицера и т.д.
К концу третьего года жизни дети начинают в своих действиях акивно использовать символы – указатели, обозначающие предметы, но уже отдаленные от них и вместе с тем сохраняющие определенное сходство с самими предметами. Так, для ребенка лист дерева начинает заменять одеяло для куклы, кубики становятся кирпичами и т.д. Окончательной формирование ролевой игры происходит после того, как у ребенка сформировалась самостоятельность.
В своем полном виде, ролевая игра включает:
сюжет – ту сторону действительности и те действия, которые воспроизводятся в игре.
содержание игры – то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и общественной жизни. я условиями его жизни.
игровая роль – воспроизведение действий взрослого человека.
структура игры – совокупность организованных игровых действий и операций реальных движений (по своему техническому и двигательному составу приспособленных к тем предметам, с которыми играют дети).
Взятие на себя определенной роли заставляет ребенка отказаться от мимолетных желаний, в результате чего начинает выступать средством воспитания волевых качеств. Кроме того, в игре создаются благоприятные условия для организации его движений Важно так же и то, что ролевая игра в своих развитых формах является коллективной деятельностью, и ни в чем другом коллективные отношения у детей – дошкольников не достигают такого уровня, как в игре.
Смотрите также::
Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного
процесса в учреждениях начального профессионального образования
Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включившего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессиональное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное ...
Воображение и формирование ребенка как
личности
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воо ...
Сравнение чисел
Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока "Сравнение чисел". Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал на прошлом уроке. (номера 974, 978 (а, в, д, ж) и 985) Что у вас получились в номере 974. (проверка по цепочке). а) 0 < 3; б) 0 > - 5; в) ...