Способом функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является воспитание. Тема воспитания в светской и православной педагогике получает различное истолкование и в применении к проблемам развития ребенка. Развитие – это общий закон жизни. Это движение от зерна к растению, от замысла – к воплощению и т. п. Развитие есть течение жизни. Для педагогики развитие – это та среда, которая дает воспитателю возможность действовать, то есть стихийное развитие личности делать целенаправленным.
Воспитанием в православной педагогике можно назвать руководство и возведение человека к тому, чем он должен быть, то есть его обожение. В современной светской педагогике большое внимание уделяется развитию ребенка (его ума, воли, чувств). Нельзя сказать, что светская педагогика не верит в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни. Однако по большей своей части она озабочена лишь тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях. Одни педагоги заняты тем, чтобы развить дарования, данные ребенку. Другие придают существенное значение развитию социальных сил в ребенке, накоплению социальных навыков. Уделяется внимание и формированию «характера» — умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять замыслы, достигать поставленных целей, овладевать средой. Здесь есть много ценного. Но то, о чем заботиться современное светское воспитание, не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в его жизни. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека.
В православной педагогике воспитание связано с пониманием и усвоением иерархического устроения трех сторон человека – духа, души и тела. Православное богословие говорит, что человек – это духовно-телесное существо, воплотившийся дух. Идеалу (т.е. неповрежденности) должны соответствовать как телесная (психофизическая), так и духовная сферы человека. При этом основное значение в человеке придается духу.
При рождении ребенка именно духовная сторона его жизни не является совершенной, поскольку повреждена первородным грехом, который проявляется как склонность ко греху. В таинстве крещения происходит духовное исцеление человека, и в дальнейшем идеалом для духовного становления является святость. Задавая особую норму в жизни человека, этот идеал является одновременно достижимым и недостижимым. При этом с точки зрения православного воспитания нельзя «организовать» духовную жизнь в человеке и прийти к его духовному росту только лишь через развитие ума, воли и чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется их развитием.
Духовная жизнь в человеке есть новая, особая, основная жизнь, но она не обособлена от жизни души и тела. Психика и телесная сфера человека соотнесены к духовному началу, но могут и подчинять его себе, в чем проявляется уже плененность духа влечениями психофизического характера. Трагичность данной ситуации смягчается в православной педагогике пониманием того, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в нашу душу. Даже тогда, когда наш дух находится в плену низших влечений, целостность человека не нарушается, хотя закон жизни человека искажается. Духовную жизнь каждому в себе надо открыть. На создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке, и направлено православное воспитание. В то же время оно не отрицает возможности всестороннего развития ребенка, его ума, воли, чувств, а лишь подчиняет это развитие духовному воспитанию.
Так, например, святитель Феофан Затворник указывал, что, развивая ум ребенка, в первую очередь необходимо обратить внимание на формирование доступных ребенку, здравых понятий и суждений о христианских началах жизни, о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Не умея различать доброго от злого, дитя будет желать всего, сделается неукротимо своевольным. Поэтому о развитии воли ребенка также должно заботиться, и самое простое средство в этом – не позволять детям делать ничего без позволения взрослых, в первую очередь, родителей.
Смотрите также::
Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. ...
Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об
экологической культуре у детей
На современном этапе развития методики экологического образования дошкольников сложился определённый арсенал методов организации и средств работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, в ...
Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...