Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как часто постоянные указания на порочность поведения, нотации, выговоры, наказания – применение всевозможных форм непосредственного воздействия на отдельные нежелательные черты характера и поведения ребенка с целью исправления их остаются безрезультатными! Родители же должны, оставляя в стороне недостатки, как бы не считаясь с ними и не замечая их, с величайшим усердием и любовью проникнуть в глубь детской личности и найти там, в глубинах душевного мира ребенка, черты и качества, свойственные его возрасту, характерные именно для него, найти его сильные стороны, а затем создать условия для их дальнейшего развития . С помощью таких действий не только откроются сильные стороны детской натуры, но и вскроются также неблагоприятные условия в домашней обстановке, которые не дают ребенку возможности жить полной жизнью. Без полноты жизни невозможно здоровое развитие, невозможен расцвет физических и душевных сил, поэтому в неблагоприятных условиях жизни нередко заключаются источники, питающие недостатки ребенка, искажающие линию его развития. Устранить эти недостатки – такова важнейшая задача воспитания, которое является по преимуществу процессом созидательным.
Г.А. Медынский утверждал, что воспитание – это пример, контроль и наставление, вместе объединяющиеся в емком понятии, которое вбирает в себя и образ жизни, и её основные принципы, и нравственный воздух, то есть всё то, что создаёт атмосферу, в которой живет воспитуемый и как губка впитывает её. Поэтому в здоровых семьях, построенных на крепких устоях, и дети обычно бывают хорошие, а в семьях, где все шатается и ползет по сторонам, воспитание лишается своего нравственного фундамента. Дети нуждаются в ласке, любви и заботе родителей, но так часто этого им недостаёт! Многое здесь зависит от структуры семьи, от её устройства, от распределения в ней обязанностей и ролей между родителями.
В современном обществе создается представление о мужчине, как о человеке, который несет ответственность только за материальное обеспечение семьи, а ответственность за воспитание и нравственное развитие детей несет мать. Но так быть не должно. Даже в Библии говорится о том, что женщина – это немощнейший сосуд, она стоит за спиной мужа и является только его помощницей. Отсюда следует, что главным в семье, ответственным за все вопросы, в том числе и за воспитание детей – мужчина, отец, муж. Мужчина должен уметь брать на себя ответственность за свою семью, за свою жену, за своих детей, за их будущее. Он должен понимать, что является образцом для своего сына, что его жизнь – приблизительная модель жизни его сына. Женщины тоже стали преувеличивать свои функции, что является неверным с их стороны. Женщина должна оставаться прекрасной, доброй, заботливой, а мужчина – сильным, заботливым, любящим. Только тогда всё будет хорошо, и воспитание детей в семье будет обоюдным – правильным.
Многие родители не хотят иметь более чем одного ребенка, но воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Единственный ребенок очень часто становится центром семьи, а для родителей очень трудно бывает затормозить свою чрезмерную любовь к нему и свои заботы, и волей – неволей они воспитывают эгоиста. В большой семье родительская забота равномерно распределяется между всеми, там ребенок с малых лет привыкает к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Жизнь в такой семье предоставляет ребенку возможность поупражняться в различных видах человеческих отношений (любовь, дружба, сочувствие и др.).
Смотрите также::
Задачи и уровни развития речи младших школьников
Анализ нормативных документов (государственного стандарта начального образования, программа " Начальные классы" (1-4) позволяют сделать вывод о том, что развитие речевой деятельности младших школьников стоит в ряду главных целей современного начального образования. Согласно основам методи ...
Дошкольное образование до 1917 года
В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге. В том же году редактор педагогического жу ...
Особенности занятий при обучении иноязычному общению дошкольников
На ранней ступени обучения язык должен прежде всего рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем ...