Педагогика в трудах Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и ряда других ученых получила в России не только научное, но и религиозное (православное) обоснование [6, с.235].
Состояние знания в православной педагогике середины XIX века и важнейшие тенденции его дальнейшего развития были обусловлены общим прогрессом науки и внутренней логикой развития педагогической теории. Традиционно связанное с православной педагогикой богословие (святоотеческая мысль) стало составлять, совместно с философией, наиболее существенную часть той среды, в которой формировалось научно-педагогическое знание православной педагогической культуры. Результатом явились педагогические идеи, которые составили базис современной теории православной педагогики, ее содержательное ядро: обоснование принципа народности воспитания и создания русской национальной школы, сочетающей светское образование с духовно-нравственным воспитанием детей на основе православной веры (К.Д. Ушинский); обоснование необходимости религиозного воспитания в контексте принципа природосообразности (архиеп. Фаддей (Успенский)); «воцерковление» школы, означающее внутреннее проникновение духа Церкви в устроение школы; содействие школы в первую очередь духовному росту личности через раскрытие и укрепление религиозных сил души; необходимость рассмотрения цели и проблем воспитания личности в свете христианской антропологии; психолого-педагогическое обоснование приоритета духовной стороны в жизни человека и необходимости воспитания «в свободе и к свободе» (прот. Василий Зеньковский) и др.
Следуя святоотеческой и религиозно-философской мысли, антропологическим представлениям о человеке в христианстве, православно-ориентированные ученые и педагоги настаивали на целостности образования при приоритете духовно-нравственного развития личности, осуществляемого в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью индивида. Эта мысль стала своеобразным кредо православной педагогической культуры. Соответствующим идеалом образовательного учреждения представлялась народная школа, взаимодействующая с Церковью.
Окончательные условия для институирования православной педагогической культуры были созданы в 20–60-х годах ХХ века в среде русского зарубежья. Прот. В. Зеньковский, Н.Н. Афанасьев, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С. Четвериков, А.С. Четверикова и другие в своих трудах обосновали значение религии и церкви как факторов социализации и национальной идентификации, охарактеризовали особенности религиозной жизни детей и религиозного воспитания. Для данных ученых характерно исследование проблем педагогики в связи с особенностями русского религиозного сознания, которое они считали частью национальной культуры. При этом у них проявилось стремление не только сохранить православную традицию в образовании и воспитании детей, но и освободить ее от излишнего клерикализма и необоснованного догматизма, связав с современными исследованиями в области психологии, философии, педагогики и жизненными потребностями русской эмиграции.
Результатом деятельности педагогов русского зарубежья стало построение целостной религиозно-педагогической парадигмы теории воспитания, основанной на православной антропологии и осмыслении основных понятий педагогики в контексте православной культуры. Основные идеи этой парадигмы обозначены прот. В. Зеньковским в работе «Русская педагогика в ХХ веке». Основой жизни человека признавалась духовная жизнь, соответственно религиозный духовный процесс возрастания образует «истинную и последнюю» тему воспитательного воздействия на детей. Православно-ориентированная школа призвана содействовать духовному росту личности, развитию религиозных сил души, что требует от нее церковного характера.
В России научные изыскания в области православной педагогической культуры были возобновлены с середины 90-х годов ХХ века. Они посвящены изучению влияния православия на развитие отечественного образования, анализу духовно-нравственных традиций, принципов и форм православного воспитания, исследованию творчества православных ученых, педагогов, святых отцов и учителей Церкви.
Таким образом, результатом исторического пути становления и развития теоретического знания в православной педагогики России стало наличие в его структуре двух взаимодополняющих областей: одна связана с развитием святоотеческой (церковно-педагогической) мысли, другая – с научным осмыслением накопленных православной педагогической культурой фактов и приведением их в систему.
Смотрите также::
Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с ...
Работа со словом как одно из направлений работы учащихся начальных классов
В статье "О первоначальном преподавании русского языка" К. Д. Ушинский так определил его цели: Во- первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во- вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в- третьих, усвоить д ...
Особенности обучения в начальных классах
"Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах". "В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек". В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. ...