В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, прежде всего мышления. В этом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и других познавательных процессов. Возникает полное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе. Интеллектуальное развитие детей этого возраста можно ускорить по трем направлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий. Развитию мышления подростков способствуют как овладение риторикой (умением спланировать, составить и произносить грамотно свои мысли), так и письменные работы. При этом представляя учащемуся любое понятие важно обратить внимание на следующее:
Почти каждое понятие имеет несколько значений,
Обычные слова из повседневного используемого языка, который употребляется и для определения понятий, многозначны и недостаточно точны для того, чтобы определить объем и содержание научного понятия. Поэтому определения понятий через слова обыденного языка могут быть только приблизительными,
Отмеченные свойства допускают как вполне нормальное явление существование различных определений одних и тех же понятий, не полностью совпадающих друг с другом.
Для одного и того же человека по мере его развития по сути проникновения в изучаемые явления меняется объем и содержание понятий.
На уроках математики следует побуждать учащихся к тому, чтобы они больше считали не на бумаге или с помощью вычислительных средств, а про себя, находили и четко формулировали принцип и последовательные шаги в решении некоторой задачи прежде, чем практически приступят к реализации найденного решения. Надо придерживаться правила: до тех пор, пока решение до конца не продумано в уме, пока не составлен план включенных в него действий и пока он не выверен на логичность, к практическому осуществлению решения приступать не следует.
В подростковом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Если не сформировать в этом возрасте умение делать что-либо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших профессиональных навыков. Будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в школьные годы. Поэтому, готовя учащихся в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие их умственных способностей. Какие формируются в большей степени под действием самостоятельной работы.
Для того чтобы стимулировать развитие у подростков умений и навыков, к ним следует чаще обращаться за помощью, хвалить за успехи, особенно перед сверстниками. Также значима для детей данного возраста потребность в общении. В силу этого обстоятельства многим подросткам, не занятым в школе и дома интересными профессиональными занятиями, не остается ничего другого, как, общаясь, между собой, праздно проводить время. Это складывается из того, что на многих уроках неправильно организован контроль, чаще всего текущий. Так как дети, выполняя рутинную работу, во-первых, не понимают, для чего они ее делают и, во-вторых, из-за этой рутинности теряют интерес к ней. А особенно подростков очень тяжело заинтересовать, если уже интерес потерян. Поэтому преобладающая часть свободного времени подростков должна быть заполнена самостоятельным учением. А навыки такого самостоятельного учения складываются, прежде всего, на уроках посредством текущего контроля. Потому что это время профессионального самоопределения. Очень важно выявить и развить те способности, к которым располагает ребенок. Без контроля, прежде всего текущего, это сделать крайне затруднительно.
Смотрите также::
Целевые ориентации
1 уровень - цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней ш ...
Дисперсия света
В учебнике Мякишева на рисунке (84) представлена стилизованное изображение опыта Ньютона. Во-первых это рисунок иллюстрирует опыт из истории физики, что расширяет кругозор учащихся, во-вторых сам по себе опыт интересен и рисунок является незаурядным, т. к. он представлен не схемой с условными обозн ...
Опытно-исследовательская работа по теме "Формирование
коммуникативной компетенции письменной речи на среднем этапе обучения немецкому
языку"
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №5 г. Гусева в восьмом классе, экспериментальная группа состояла из 14 человек. Цели опытно-экспериментальной работы заключаются в следующем: 1. Доказательство или опровержение гипотезы. 2. Доказательство эффективности разработанного компл ...