Новое в педагогике » Православная педагогика » Становление и развитие теоретических знаний в истории православной педагогической культуры России

Становление и развитие теоретических знаний в истории православной педагогической культуры России

Страница 1

Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность христианства, христианского образа жизни и воспитания.

Изначально педагогических произведений в Древней Руси не было. Педагогическая мысль, педагогические идеи и воспитательный опыт многих поколений включались в летописи, поучения, жития, сборники, содержащие библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Церкви. Появляется так называемая «учительная литература». Не являясь специально педагогической, она определяла практику воспитания и обучения, поскольку содержала идеи духовно-нравственного воспитания и развития личности, содействовала уяснению семейных отношений.

Однако уже в XI–XII веках на Руси начинают появляться оригинальные святоотеческие сочинения («Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона, сочинения Кирилла Туровского и др.), в которых, в том числе, находят свое отражение педагогические идеи «учительной литературы». На Руси начинает складываться церковно-педагогическая литература. Авторами подобного рода произведений становились монашествующие и священнослужители Русской Православной Церкви. Наследие, оставленное ими, не содержит подробного изложения теоретических проблем педагогики, не имеет описания системы, включающей цели, формы и методы воспитания и образования, но всё же они состояли из определенных требований и ответов на вопросы о сущности воспитания, необходимые для выполнения христианином любого возраста. Имея непосредственный личный опыт организации духовной жизни, святые отцы и учители Русской Православной Церкви стремились изложить его в своих сочинениях, содержащих советы и наставления об организации духовно-нравственной жизни человека в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Важнейшей воспитательной задачей для них являлась подготовка человека к жизни вечной.

Средствами духовно ориентированного воспитания они называли личный пример, участие в Церковных Таинствах, воспитание страха Божия, молитву, покаяние, послушание, труд, чтение Евангелия, выполнение заповедей и дел милосердия. Важнейшим среди педагогических средств ими признавалась любовь. Главную роль в воспитании святые отцы и учители Русской Православной Церкви отводили семье, поэтому не уставали проповедовать родителям об их ответственности за правильное воспитание детей.

Святоотеческие традиции воспитания явились той основой, на которой в XIX веке началось развитие русской религиозной философии с ее главной идеей о своеобразии исторического пути русского народа и его связи с православным вероучением. Философы-славянофилы единственно верным путем развития России считали православную культуру, в свете которой высшей ступенью просвещения является «разум в вере», их взаимное сопроникновение, порождающее цельность познания. Они учили сочетать работу разума с православной верой, с общинно-соборной организацией жизни, удерживающей народные трудовые и нравственно-эстетические традиции, которые питают особенности русского национального характера. Ученые данного направления определили пути просвещения России на национальной культурной основе, краеугольным камнем которой было Православие. В их трудах была проведена прямая связь духовно-нравственного воспитания с опытом религиозной жизни. Перед педагогикой они ставили задачу целостного образования человека. Изучив и вобрав в себя святоотеческую традицию воспитания, они пришли к выводу о необходимости её развития в отечественной философии образования.

С конца XVIII века в России появляются сочинения русских религиозных философов. Их антропологические учения, сформулированные ими идеи о развитии культуры и образования в России вырастали на почве святоотеческой литературы, тяготея в большей или меньшей степени к церковной установке. В свете своих антропологических представлений о человеке, направление его образования русская религиозно-философская мысль определила как «разум в вере». Именно такое образование, по их мнению, порождает целостность личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание индивида предстает в их трудах в тесной взаимосвязи с опытом религиозной жизни. Соответствующим идеалом образовательного учреждения они видели церковную школу. Рассматриваемые ими проблемы соотнесения разума и веры, церковной традиции и культуры, личности и общества, свободы личности и ее социального развития стали, наряду с православной антропологией, теоретико-методологической основой начавшего свое формирование в XIX веке научно-педагогического знания в области православной педагогической культуры.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Лабораторный практикум по ботанике
Соотношение обучения и умственного развития детей – одна из важнейших, современных проблем. Она стала особенно актуальной потому, что в последние годы прогресс науки осуществляется чрезвычайно быстро и круг знаний об объектах растительного мира все более расширяется. Поэтому одной из важнейших зада ...

Программы работы школьного библиотекаря с детьми
Говоря о психолого-педагогических основах работы школьного библиотекаря считаем целесообразным уделить внимание программам, на базе которых он мог бы выстроить свою работу с детьми. 1. Программа С. Каплан. При составлении таких программ по мнению С. Каплан (США) необходимо выдерживать следующие тре ...

Научно-методические основы организации текущего контроля по математике
Методы текущего контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: Устный опрос. Письменн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru