Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили

Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили

Страница 3

В процессе обучения следует направлять школьника на то, чтобы в каждой учебно-познавательной задаче он видел картину своего продвижения и совершенствования. Это приведет его к действительно содержательной самооценке и самокритике: через внешний результат своей деятельности он будет анализировать свои успехи и не удачи достижения и пробелы.

В экспериментальном обучении на содержательно-оценочной основе сложились специфические формы отчета педагогов перед родителями и руководством школы об успехах школьников. Смысл отчета, согласно направлению всего обучения, заключался в том, чтобы отличить картину формирования личности школьника; дать содержательную характеристику присвоенных школьником знаний, умений и навыков. Наметить стимулирующие перспективы дальнейшего его развития; построить отношения социальной микросреды к школьнику на гуманистической основе.

Главное в таком отчете выделить ту положительную основу, с опорой на которую можно было бы обосновать продолжительность отрицательных черт, недостатков, пробелов в знаниях, навыках, умениях, личностных качеств ребенка, стимулировать его совершенствование. Отчет педагога, оценка формирующейся личности школьника, его знаний и умений должны дать содержательную ориентацию родителям, как реорганизовать воспитательную среду и преграды воспитания.

Среди форм отчета и оценки особое значение имеет выдача родителям характеристик детей вместе с пакетами, содержащими образцы их работ (это производится два раза в год – в декабре и мае).

Учителя экспериментальных классов в специальных тетрадях систематически записывают результаты наблюдений над каждым школьником. Они наблюдают за поведением школьника в классном коллективе, за его отношением к товарищам, отношениям товарищей к нему, за проявлением способностей и формированием умений, за отношением к знаниям, особенностям учебно-познавательной деятельности, качеству усвоенных знаний, умений и навыков. Таким образом, накапливается фактический материал о развитии школьника и становлении его личности в динамике складывающихся взаимоотношений и взаимозависимостей с учителем и коллективом одноклассников.

Одновременно с составлением и обсуждением характеристик готовят пакеты родителям. На красочно оформленном пакете делается надпись, "Каким я стал, чему научился, что умею!". В пакеты можно положить образцы сочинения, решения математических примеров и задач, геометрические чертежи и рассказы, рисунки и аппликации. Содержание пакетов может быть разнообразным, в зависимости от индивидуальных стараний и возможностей детей.

Те же самые характеристики служат одной из основных форм отчета педагога о своей учебно-воспитательной работе перед руководством школы и педагогическим советом. Характеристики подписываются директором школы, или заместителем по учебной части и педагогам ведущим класс. Копии характеристик, а также некоторые работы вносятся в личные дела. Вместе с характеристиками педагог предоставляет руководителям школы и педагогическому совету письменный отчет с анализом проведенной учебно-воспитательной работы, осуществление программных процессов формирования коллектива.

Сотрудничать со школьниками в процессе обучения

Сотрудничество педагога и учащихся – это объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач. Школьник должен чувствовать себя не объектом педагогического воздействия, а самостоятельно действующей личностью.

Если учитель советуется с детьми по поводу организации учебного процесса, это способствует тому, что школьники добровольно включаются в этот процесс. Детям важно чувствовать себя не только участниками, но и творцами процесса обучения.

Быть этичным по отношению к каждому школьнику, уважать и поддерживать его достоинство среди окружающих.

Этичность педагога создает общую атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, а также формирует у школьников этические нормы.

Стоить отношения с детьми необходимо на основе взаимного доверия. Необходимо поднимать авторитет каждого школьника среди товарищей и в семье. Надо постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учит детей этике общения.

Нужно проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого школьника.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Урок литературы как диалог
Осознание уроков литературы как диалога все более утверждается в современной методике преподавания литературы в школе. Тому есть несколько причин. Прежде всего дело в самой сути искусства. Здесь явно действует не схематизм «восходящей лестницы с преодоленными ступенями», но схематизм драматического ...

Сущность содержательно-оценочной основы обучения
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно в ...

Особенности занятий при обучении иноязычному общению дошкольников
На ранней ступени обучения язык должен прежде всего рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru