Отметки, не учебу детей стимулируют – они сохраняют власть учителя. Они так и были задуманы – они сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учеников в школах средневековья, но не для того, чтобы изгнать из школы физическое наказание вообще, а только для того, чтобы перенести часть этого дела и на родителей.
Но личностно-гуманный педагогический процесс в "Школе Жизни" – это не в коем случае не обучение традиционного типа, из которого просто изъяли отметки. Это качественно иной процесс, с другим компонентом – содержательной оценкой:
- В авторитарно-императивной педагогике из учебного процесса выпадает едва ли не самое главное – контроль и оценка. Они изымаются учителем. Он контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает суждение о результатах. Следствием этих операций является отметка, как проявление воли и единоличного мнения учителя. И отметка, искусственно вводимая с целью стимуляции учебно-познавательной деятельности, на самом деле вносит в нее страсть и неуверенность, а потому становится тромбом в нем.
У школьника в течение десяти лет не вырабатывается мотив контролировать, оценивать свои действия: его самооценки ни кому не нужны. Разве далеко отсюда до результата – воспитание человека, не надеющегося на себя, не уверенного в себе, со слаборазвитым чувством ответственности за свой труд, не умеющего защищать себя и других, глубокого и безвольного, социально-пассивного, с деформированным аналитическим суждением.
В гуманно-личностном образовательном процессе "Школы Жизни" целенаправленно выращивается способность оценочной и самооценочной деятельности: принятия или творения эталонов, образцов, присвоения способов оценочных сопоставлений, оценочных и самооценочных суждений, контроля и самоконтроля. А учительская оценочная деятельность утверждает успех и предотвращает от неудач. Все это упраздняет всякие формальные отметки и награды – цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные.
Смысл содержательной оценки можно понять в структуре учебно-познавательной деятельности ученика.
Школьник не сразу овладевает всеми основами современных научных знаний, умениями и навыками. Все это приобретается постепенно в процессе учения. В ходе учения школьник разрешает множество – учебно-познавательных задач, составляющих отдельные звенья длинной цепи научных знаний и процесса выработки умений и навыков.
Палитра учебно-познавательных задач достаточно многообразны. Но структура учебно-познавательной деятельности боле или менее общее для них. В ней выделяются следующие основные компоненты:
1. Осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
2. Построение плана ее разрешения;
3. Практическое разрешение задачи;
4. Контроль над процессом разрешения задачи;
5. Оценка результата в соответствии с эталоном;
6. Определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков.
Эталоны составляют основу оценочной активности, служат ее ориентиром. Без них оценка не может приобрести для школьника содержательный смысл. Эталоны – образец отдельных действий, операций, их результатов, образец самой учебно-познавательной деятельности и ее конечного результата. Он должен помочь школьнику найти ответ на вопросы: правильно ли я осуществляю деятельность; каково качество моей деятельности и ее результата; смог ли я овладеть знанием, как, с какой полнотой, овладел ли я этим умением (навыком), какого его качество и так далее.
Школьнику должны быть раскрыты не только эталоны, но и способы оперирования ими, то есть вся суть оценочной деятельности, которую обычно осуществлял педагог до того, как объявлял ученику свою оценку. Школьника надо научить, как самому оценивать свое продвижение в учении. Этот компонент должен быть сформирован в нем и как особая оценочная деятельность, и как важнейшая часть целостной учебно-познавательной деятельности.
При формировании содержательной самооценки особое значение приобретает раскрытие перед школьником смысла учебно-познавательной задачи. Школьник, как правило, ориентируется на внешние, а не на внутренние ее стороны. Действительной же целью учебно-познавательной задачи является преобразование самого школьника: его знаний, умений, навыков, способов деятельности. Если он решает математический пример, то результатом его учебно-познавательной деятельности будет не столько правильный ответ, сколько присвоение обобщенных способов решения примеров подобного класса, совершенствования определенных умений и навыков. Нахождение правильного ответа – скорее показатель продвижения школьника, нежели самостоятельно-значимый результат.
Смотрите также::
Психолого-педагогические исследования мелкой
моторики как психомоторного качества ребенка
Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента психомоторики человека. Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечестве ...
Ценностные аспекты межкультурной коммуникации, как фактор консолидации современного общества в процессе изучения иностранных языков в ВУЗе
По определению А.П. Садохина межкультурная коммуникация – есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Определение межкультурной коммуникации объясняется самим же термином: это общение людей, представляющих разные культуры. ...
Лучшие сказки социальны по своей сути
Другое дело, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знани ...