Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили

Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили

Страница 1

«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач».

Гуманность отношений между педагогом и детьми, отношений школьников между собой определяется несколькими положениями. Вот основные из них:

Управлять обучением и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов

Содержание обучения практически не зависит от личностных интересов и потребностей детей. Наша задача в том, чтобы дети заинтересовались этим содержанием, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. Это возможно путем максимального учета развивающихся потребностей и потенций личности ребенка. Школьник должен ощущать, что его ценят, с ним советуются. Содержание обучения должно давать школьнику возможность высказаться, давать советы, строить предположения, выбирать. Управление школьной жизнью детей должно осуществляться с их же позиции методическими приемами, которые ставят учащихся в ситуацию свободного выбора и самостоятельного принятия решений (например, даются на выбор 2 стихотворения: какое из них ты хочешь выучить?).

Важно верить в способности любого ребенка и рассматривать его неудачи как результат недифференцированного подхода к нему. Важно внушать как классу в целом, так и каждому конкретному ребенку, что все они способны и смогут преодолеть все трудности в обучении. Огромное значение имеет дружеское оптимистическое отношение педагога к успехам и неудачам детей.

Надо учить детей радоваться достижениям своих одноклассников, видеть у других детей их таланты. Позитивное выражение педагогом своего сочувствия должно основываться на вере в будущие успехи ребенка. В этом аспекте очень показательно отсутствие отметок как фактора разделения детей внутри класса на успевающих и неуспевающих.

Недопустимы такие антипедагогические меры, как вычленение неуспевающего школьника из детского коллектива путем подчеркивания его неудач. Наша цель – научить весь класс с доверием относиться к каждому своему члену, верить в каждого и радоваться успехам товарища.

оценка амонашвили обучение отметка

Отметка – стимул? Нет, наказание!

Сущность отметки следует искать внутри традиционно сложившегося процесса обучения. Факт, что отметка подкрепляет процесс обучения. Если представить себе воина на поле боя, который потерял свою саблю и поэтому неспособен ни щадить, ни карать и вот-вот обратиться к бегству перед натиском противника, то это и будет традиционное обучение, лишенное своих отметок. В отметках сосредоточено почти вся императивная и повелительная власть традиционного обучения.

В средневековых схоластических школах Германии возникли и отметки, как способ усиления влияния на ребенка, а так же разграничения учащихся по их способностям и знаниям. Легко войдя в практику разных стран и принимая разные формы отметки, быстро приобрели социальную значимость.

Распространение отметок, как способа отражения успехов и неуспехов школьника надо рассматривать и как уступку схоластической школы общественному натиску, направленному против телесных наказаний детей. Однако в последующие годы отметка утратила свое положительное значение. В.А.Сухомлинский писал: "С первых дней своей жизни, на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого жестокий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого таранит,- детям не понятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки своего труда, от личных усилий, для него это пока еще не постижимо. Он старается удовлетворить или на худой конец обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки".

Но ведь большинство из них уверенны в том, что отметки создают мотив учения: "Дети сами хотят отметок!"

-Да, после того, как мы сами их пристрастили к ним. Наркоман тоже хочет наркотика, не мыслит своей жизни без услаждающих и отравляющих веществ, отвечает Шалва Амонашвили. – И еще мы лукавим вот в чем, дети хотят не любых отметок, а только положительных, лучше всего "пятерок". Но мы-то придумали для них не только пятерки! И дети добывают их всякими средствами: хитроумными шпаргалками, замаскированными формами списывания, изощренными подсказками. А грубость учителя, его силовое воздействие ради того, чтобы совершить самое святое – с точностью аптекаря оценить знания ребенка отметкой! Все это кровное достояние авторитарно–императивного педагогического процесса.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении различных аспектов воспитательного процесса в этих учреждениях необходимо учитывать его особенно ...

Сходство и различие между понятиями “подход к обучению” и “метод обучения”
История методики преподавания иностранных языков за рубежом и в нашей стране, появление и развитие новых методов обучения языку в школе и вузе всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих базисных для методики наук коренным образо ...

Значение детского театра в формировании творческой личности ребенка
Именно через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Его роль значительно возросла за счёт создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах с углублё ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru