Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.
Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Л.С.Выготский отмечает, что рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
Развитие творческих способностей – одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста.
В младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).
Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега).
В методической литературе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста словесным творчеством называют творческие рассказы. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства.
Отмечено, что дети придумывают реалистические рассказы, создают образы предметов и явлений, существующих в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также придумывают они и сказки. Обычно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт персонажей (медведь всегда неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрая). В этой своей словесной деятельности дошкольники создают фантастические образы.
Ребёнок, рассказывая свою сказку, учится использовать ранее усвоенные фразы. Он использует их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского ума.
Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Л.С. Выготский отмечает, что «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества». Драматическая форма переживания жизненных впечатлений лежит глубоко в детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Как правило, фантазии детей не остаются в мечтах, а воплощаются в живые образы и действия.
Драматизация ближе, чем любой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы разных видов творчества. Дети сами могут сочинять, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и нужным прежде всего самим детям. Принимая участие в изготовлении декораций, элементов костюмов, дети развивают изобразительные и технические способности. Занятия рисованием, вырезыванием, лепкой приобретают смысл и цель как часть общего замысла, волнующего детей, а сама игра, которая состоит в представлении детей-актёров, завершает эту работу и является полным и окончательным выражением.
Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку».
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Смотрите также::
Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного ...
Внеклассное чтение
Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися. Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы: - подбор и изучение научно-популярной литера ...
Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков
Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в ...