При анализе психолого-педагогических характеристик школьников, составленных классным руководителем, было выявлено наличие практически у всех испытуемых неблагоприятной социальной ситуации в семье, нарушений детско-родительских отношений (неполные или многодетные семьи; алкоголизм и безработица родителей; жестокость в обращении с ребенком, брань в семье, эмоциональное отчуждение членов семьи и др.)
В педагогических характеристиках практически у всех детей есть указания на нарушение взаимоотношений со сверстниками. Дети часто вступают в конфликты с одноклассниками. Многие учащиеся нарушают дисциплину в школе, негативно реагируют на замечания педагогов.
2. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
Обрабатывая результаты методики рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, нами было акцентировано внимание на направлениях и типах реакций учащихся в ситуациях препятствия (таблица 9) и обвинения (таблица 10).
Анализ этих показателей в количественном соотношении позволил нам оценить следующие параметры:
- уровень агрессивности;
-уровень развития умения решать конфликтные ситуации конструктивным способом (таблица 11).
У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития умения решать конфликтные ситуации конструктивным способом: из 20 обследуемых учащихся только у двоих мы выявили средний уровень развития данного умения.
На основе анализа результатов данной методики мы установили, что в большинстве случаев конфликтная ситуация для младших школьников с нарушением интеллекта носит незначительный характер. При этом учащиеся отрицают собственную вину и не готовы нести ответственность за свершенный поступок (10 человек). Восемь учащихся из числа обследуемых детей в конфликтной ситуации склонны к агрессии: в состоянии аффекта они нападают на обидчиков, «вымещают злобу» на случайные лица или попавшиеся под руку предметы. Двое учащихся в конфликтной ситуации принимают вину или ответственность за исправление возникшей ситуации. При этом дети пытаются найти конструктивное решение проблемы.
Анализируя количественные показатели ответов, имеющих экстрапунитивную направленность, мы определили уровень агрессивности у учащихся: у 6 человек наблюдается высокий уровень агрессивности; у 10 человек - средний уровень; у 4 человек - низкий.
Сравним состояние агрессивности по классам (рис. 1). Из диаграммы мы видим, что состояние агрессивности у учащихся второго класса значительно превалирует.
3. Интерпретативная проективная методика - тест «Рука».
После проведения проективной методики - теста «Рука» нами была сделана формализация ответов учащихся по категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникативность, демонстративность, зависимость и дефицитарность. (Таблица 12)
У четырех учащихся 2 класса (Бори А., Виталия Г., Кати С., Пети Ю.) наблюдается большое количество ответов агрессивного характера. При этом данные ответы сочетаются с ответами категории «пассивность» и «тревожность», что по интерпретации методики обозначает: развитие агрессивности обусловлено повышенной тревожностью и ожиданием агрессии извне.
У двух учащихся 3 класса (Андрея С., Светы Г.) большое количество ответов агрессивного характера сочетается с ответами категории «директивность». По интерпретации методики это обозначает, что развитие агрессивности обусловлено высоким уровнем притязаний на успех. Эти учащиеся, не имея адекватных средств общения, с помощью агрессивного поведения стремятся занять лидерское место в классе.
У двоих учащихся (Олега К., Лены А.) ответы по категории «коммуникативность» сочетаются с «активными» ответами, что свидетельствует о наличии опыта коммуникации со сверстниками. У остальных учащихся наблюдается возрастание числа ответов Тр.+Пас.+Ком. По интерпретации методики это говорит о наличии в потребности в общении при недостаточно простроенных коммуникативных взаимодействиях (чаще всего со сверстниками).
На основании полученных числовых значений характеристик-коэффициентов (таблица 13) мы определили основные тенденции эмоционального и личностного развития ребенка (таблица 14).
Используя результаты числовых значений, мы вычислили коэффициент агрессии. В соответствии с интерпретацией, нами был определен уровень агрессивности у обследуемых учащихся (таблица 15).
Таблица 9
ФИ ученика |
Направление реакций в ситуациях препятствия |
Относительная частота направлений реакций в ситуациях препятствия |
Тип реакций в ситуациях препятствия |
Относительная частота типов реакций в ситуациях препятствия | ||||
Эк |
Ин |
Им |
АНП |
АНС |
АНУП | |||
Учащиеся 2 класса | ||||||||
1.Алена Г. |
6 |
2 |
8 |
Им |
6 |
8 |
2 |
АНС |
2.Боря А. |
10 |
2 |
4 |
Эк |
10 |
4 |
2 |
АНП |
3.Виталий Г. |
10 |
2 |
4 |
Эк |
10 |
3 |
3 |
АНП |
4.Вова К. |
5 |
2 |
7 |
Им |
6 |
8 |
2 |
АНС |
5.Вова Ц. |
4 |
2 |
10 |
Им |
5 |
9 |
2 |
АНС |
6.Катя С. |
9 |
2 |
5 |
Эк |
10 |
4 |
2 |
АНП |
7.Ксюша К. |
6 |
3 |
7 |
Им |
5 |
9 |
2 |
АНС |
8.Олег К. |
5 |
7 |
4 |
Ин |
5 |
5 |
6 |
АНУП |
9.Петя Ю. |
10 |
3 |
3 |
Эк |
9 |
6 |
1 |
АНП |
10.Сергей И. |
6 |
3 |
7 |
Им |
5 |
6 |
5 |
АНС |
Учащиеся 3 класса | ||||||||
1.Андрей С. |
10 |
3 |
3 |
Эк |
9 |
6 |
1 |
АНП |
2.Антон П. |
6 |
3 |
7 |
Им |
5 |
9 |
2 |
АНС |
3.Олег Г. |
7 |
6 |
3 |
Эк |
6 |
8 |
2 |
АНС |
4.Кристина К. |
5 |
2 |
7 |
Им |
5 |
6 |
3 |
АНС |
5.Ксюша К. |
6 |
3 |
7 |
Им |
6 |
7 |
3 |
АНС |
6.Лена А. |
5 |
7 |
4 |
Ин |
4 |
4 |
8 |
АНУП |
7.Марина М. |
4 |
2 |
10 |
Им |
6 |
7 |
3 |
АНС |
8.Света Г. |
10 |
3 |
3 |
Эк |
9 |
6 |
1 |
АНП |
9.Света М. |
5 |
2 |
7 |
Им |
6 |
7 |
3 |
АНС |
Смотрите также::
Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х гг. Нужно, однако отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей - Sotienskole – начала функционировать в Дании в 1920 году, когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике понятие «детск ...
Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и ...
Лабораторный практикум по ботанике
Соотношение обучения и умственного развития детей – одна из важнейших, современных проблем. Она стала особенно актуальной потому, что в последние годы прогресс науки осуществляется чрезвычайно быстро и круг знаний об объектах растительного мира все более расширяется. Поэтому одной из важнейших зада ...