Примечание: жирным выделено - наличие корреляционной связи.
Таким образом, мы можем видеть, что полностью отсутствует зависимость между шкалой "Дидактическая компетентность" и всеми остальными шкалами. Это позволяет говорить о том, что знание преподавателем своего предмета не является фактором влияющим на положительную оценку его деятельности. И наоборот, низкая оценка по этому фактору не влияет на оценку эффективности деятельности преподавателя. Мы предполагаем, в таком случае, наличие других факторов, влияющих на оценку студентами эффективности деятельности и общения преподавателя, в большей степени. Здесь возникает вопрос о соотношении личностного и профессионального в педагоге, в связи с чем представляется интересным исследовать характеристики личности и выявить влияния их на эффективность общения и деятельности преподавателя.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, нами было проведено тестирование личности преподавателей по многофакторному опроснику Кеттелла.
Результаты полученные при изучении личностных особенностей преподавателей позволили построить усредненные профили по тесту Кеттелла обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам. (рис. 3)
Рис. 3. Усредненные групповые профили личности по тесту Кеттелла
Таким образом, мы считаем, что профиль группы 1, может рассматриваться нами как " усредненный профиль успешного преподавателя".
Далее мы сравнили средние величины групповых профилей, используя t- критерий Стьюдента, для выявления статистически значимых различий. (Таблица 5)
Таблица 5
Сравнение выборочных средних величин 1 и 2 группы
Фактор |
Значение показателя t-критерия Стьюдента |
Статистическая значимость |
Вероятность допустимой ошибки (Р) |
A |
2,67 |
+ |
0,01 |
B |
1,4 |
- | |
C |
1,5 |
- | |
E |
2 |
- | |
F |
7 |
+ |
0,001 |
G |
2,5 |
+ |
0,05 |
H |
5,25 |
+ |
0,001 |
I |
1,14 |
- | |
L |
3,25 |
+ |
0,01 |
M |
1,5 |
- | |
N |
0,5 |
- | |
O |
6 |
+ |
0,001 |
Q1 |
10 |
+ |
0,001 |
Q2 |
2 |
- | |
Q3 |
0,25 |
- | |
Q4 |
5 |
+ |
0,001 |
Таким образом, нами были выявлены статистически значимые различия по следующим факторам:
Фактор A - «замкнутость — общительность»
Фактор F - «сдержанность — экспрессивность»
Фактор G - «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»
Фактор H - «робость — смелость»
Фактор L - «доверчивость — подозрительность»
Фактор O - «уверенность в себе — тревожность»
Фактор Q1 - «консерватизм — радикализм»
Фактор Q4 - «расслабленность — напряженность»
Наиболее значимые различия (с вероятностью ошибки 0,001) выявлены по факторам F, H, O, Q1, Q4 .
Смотрите также::
Творческие способности детей в музыкальной деятельности и условия для их
развития
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака: Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, к ...
Методика диагностики
моторики рук
Исследования развития кинестетической основы движений руки. Инструкция: 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево». 2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх». 3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на не ...
Виды и особенности детского творчества
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Изобр ...