Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 8

Анализ результатов по фактору F (сдержанность — экспрессивность), показал, что у преподавателей 1 группы имеется тенденция к завышению, что характеризует их как людей жизнерадостных, импульсивных, беспечных, энергичных. Социальные контакты для них эмоционально значимы. Они искренны в отношениях между людьми. Эмоциональность и динамичность общения таких людей приводит к тому, что они часто становятся лидерами и энтузиастами групповой деятельности, верят в удачу.

У преподавателей 2 группы, напротив, оценка по фактору занижена, что говорит об осторожности, рассудительности, некоторой озабоченности, склонности все усложнять, пессимистичности в восприятии действительности. Окружающим, такие люди, кажутся скучными, вялыми и чрезмерно чопорными.

Анализ результатов по фактору Н (робость — смелость), показал наличие у преподавателей 1 группы высокой оценки, что говорит о том, что испытуемым свойственны: социальная смелость, активность в социальных контактах, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, стрессоустойчивость, склонность к риску. Такие люди не теряются при встрече с неожиданными обстоятельствами, способны выдерживать большие нагрузки.

Анализ результатов по фактору О (уверенность в себе — тревожность), показал наличие у преподавателей 2 группы высокой оценки, что говорит о склонности преподавателей к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе они замкнуты и обособленны. Им свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

Анализ результатов по фактору Q 1 (консерватизм — радикализм), показал наличие у преподавателей 2 группы низкой оценки по данному фактору. Такие люди характеризуются консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, с сомнением относятся к новым идеям, склонны к морализации и нравоучениям. Они противятся переменам и не интересуются аналитическими и интеллектуальными соображениями.

У преподавателей 1 группы, напротив, имеется тенденция к завышению по данному фактору, что характеризует их как людей, критически настроенных, имеющих разнообразные интеллектуальные интересы. Они характеризуются аналитичностью мышления, стремятся быть хорошо информированным, спокойно воспринимают новые неустоявшиеся взгляды и перемены, склонны к экспериментированию.

Анализ результатов по фактору Q4 (расслабленность — напряженность), показал у преподавателей 1 группы склонность к занижению по данному фактору, что характеризуется как расслабленность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Из анализа полученных результатов мы можем сделать вывод, что описанные выше факторы личности в той или иной степени оказывают влияние на эффективность общения преподавателя со студентами.

А именно, положительно влияют такие качества личности как: жизнерадостность, энергичность, экспансивность, искренность в отношениях между людьми, эмоциональность, динамичность общения (фактор F), социальная смелость, активность (фактор Н), готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления, спокойное отношение к новым неустоявшимся взглядам, радикализм (фактор Q1), расслабленность, спокойствие (фактор Q4). Отрицательно влияют такие качества как: тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, неуверенность (фактор О), консервативность (фактор Q1).

В нашем исследовании нами были выявлены критерии оценки эффективности преподавателей. Благодаря выявленным критериям мы смогли выделить эффективных и неэффективных преподавателей и, соответственно, разделить их на 2 группы.

Изучение личностных особенностей преподавателей позволило нам составить усредненные групповые профили личности преподавателей 1 и 2 групп.

Описанные в настоящем исследовании факторы эффективности педагогического общения обнаружили тесную взаимосвязь с личностными особенностями преподавателей. Применение методов математической обработки данных, позволило нам выявить наиболее значимые из них.

Наличие значимых различий в профилях личности 1 и 2 групп позволило нам считать выявленные факторы (качества) - детерминирующими эффективность общения преподавателей со студентами. Т. о. наша гипотеза, о наличии таких качеств – подтверждается.

По результатам проведенного нами исследования, мы можем говорить о том, что на эффективность общения преподавателя со студентами оказывают влияние такие качества личности, как жизнерадостность, энергичность, экспансивность, искренность в отношениях между людьми, эмоциональность, динамичность общения, социальная смелость, активность, радикализм (гибкость) и уверенность в себе.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Методические документы и их роль в обеспечении учебного процесса
В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диаг ...

Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Несмотря на тяжелое военное и экономическое пол ...

Методика формирования коллективизма у школьников
Рассматривая методику формирования коллективизма, мы подразумеваем, рассмотрение методов и приемов работы, которые входят в эту методику. Итак, рассмотрим основные методы: · Совместная практическая деятельность. Но необходимо учитывать, что эта деятельность должна носить гуманистический характер, а ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru