Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.
Во-первых
, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представляются сначала в воображении творца и только потом становятся реальностью. Прежде, чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел.
Во-вторых
, первоначальный замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.
В-третьих
, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения.
Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для изображения того, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим, что и как видит художник.
Не менее необходимо более или менее развитое воображение в других видах деятельности, например в научном творчестве (в принципе, любой вид деятельности можно считать творчеством). Еще великий английский химик Дж. Пристли, в восемнадцатом столетии открывший кислород, утверждал, что действительно велики открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и В.И. Ленин. Он писал: « .нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает он в другом месте, - что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности .».
Творческое (продуктивное) воображение
– это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Бывает так, что человек, создавая что-либо, не знает, что оно (или нечто подобное) уже создано кем-то другим. Тем не менее, по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения.
Творчество
– это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей
в науке, изобретение новых машин, отыскание
способов
выведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы
и т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то
обуславливает
возникновение творческой идеи,
творческого замысла, что ведет к созданию нового.
Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.
Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.
Смотрите также::
Содержание и организация занятий в старшей группе
детского сада на прогулке
Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний среди воспитанников дошкольных учреждений. Физкультурны ...
Сущность содержательно-оценочной основы обучения
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно в ...
Разработка программно-методического комплекса «Компьютерные коммуникации и
сети»
Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Предполагаемый программно-методический комплекс ориентируется на принципы фундаментальности, систематичности и прагматичности, что обусловливает включение в программу изучение как базовых элементов теории кодирования и передачи данных с д ...