Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 4

Разные исследователи вкладывают в понятие общения неодинаковый смысл. Так, М. И. Лисина трактует общение как "взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".

К. А. Абдульханова-Славянская – в книге "Проблема общения" подчеркивает, что "общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах". К. Л. Рузская говорит об общении как о взаимодействии двух и более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина – называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к ребенку [3, c. 72]; М. С. Каган – считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой [25, с. 56]; Л. А. Венгер и В. С. Мухина общением называют взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В. М. Шепель считает, что общение – взаимодействие людей друг с другом, с природой, с животным миром, с космосом. Если принять во внимание многомерность и разнообразность общения, то оно, с одной стороны, является мощным потребителем энергии человека, с другой - бесценным стимулятором его биологических и духовных структур.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Общение – многоплановый процесс и выступает в различных видах, А. А. Леонтьев в основу выделения видов общения берет взаимодействие субъектов общения и определяет следующие виды общения:

социально-ориентированное общение- взаимодействие личности с большой аудиторией;

групповое (предметно – ориентированное) взаимодействие, связанное с групповой общественной деятельностью;

личностно-ориентированное общение-взаимодействие личности с другими личностями.

С разных позиций рассматривается и структура (стороны) общения. Многие психологи (А. А. Бодалев, А. М. Баскаков, А. В. Петровский, А. А. Леонтьев и др.) выделяют следующие структурные элементы общения:

коммуникативная сторона общения – это обмен информацией (идеи, установки, эмоции, направленность), который связан с ее осмыслением, формированием отношения к ней и взаимопониманием участников общения;

интерактивный элемент общения связан не только с обменом информацией, но и с планированием общей деятельности, что отражается в стратегии общения, во взаимодействии и взаимопонимании участников общения;

перцептивный элемент общения включает в себя восприятие (идентификация, эмпания, рефлексия) и взаимодействие участников процесса общения.

А. Н. Брудный говорит: "Всякое общение преследует свою цель". Цели общения зависят от партнера, ситуации и задачи общения. Не останавливаясь подробно на целях общения, просто перечислим их:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Анализ результатов и эффективность работы учителей по использованию инновационных педагогических технологий на уроках
Нами был проведён опрос среди педагогов школы №7 г. Волковыска. Учителям был задан вопрос: какие инновационные педагогические технологии вы чаще всего используете на уроках математики: Игровые технологии Технология проблемного обучения Технология «Шаг за шагом» Технология модульного обучения Технол ...

Рекомендации родителям по использованию занимательного материала дома
Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса – формирование познавательного интереса. Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации – эмоциональный фактор (нравится – не нравится) и во ...

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи. Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптиров ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru