Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 4

Разные исследователи вкладывают в понятие общения неодинаковый смысл. Так, М. И. Лисина трактует общение как "взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".

К. А. Абдульханова-Славянская – в книге "Проблема общения" подчеркивает, что "общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах". К. Л. Рузская говорит об общении как о взаимодействии двух и более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата".

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина – называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к ребенку [3, c. 72]; М. С. Каган – считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой [25, с. 56]; Л. А. Венгер и В. С. Мухина общением называют взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В. М. Шепель считает, что общение – взаимодействие людей друг с другом, с природой, с животным миром, с космосом. Если принять во внимание многомерность и разнообразность общения, то оно, с одной стороны, является мощным потребителем энергии человека, с другой - бесценным стимулятором его биологических и духовных структур.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Общение – многоплановый процесс и выступает в различных видах, А. А. Леонтьев в основу выделения видов общения берет взаимодействие субъектов общения и определяет следующие виды общения:

социально-ориентированное общение- взаимодействие личности с большой аудиторией;

групповое (предметно – ориентированное) взаимодействие, связанное с групповой общественной деятельностью;

личностно-ориентированное общение-взаимодействие личности с другими личностями.

С разных позиций рассматривается и структура (стороны) общения. Многие психологи (А. А. Бодалев, А. М. Баскаков, А. В. Петровский, А. А. Леонтьев и др.) выделяют следующие структурные элементы общения:

коммуникативная сторона общения – это обмен информацией (идеи, установки, эмоции, направленность), который связан с ее осмыслением, формированием отношения к ней и взаимопониманием участников общения;

интерактивный элемент общения связан не только с обменом информацией, но и с планированием общей деятельности, что отражается в стратегии общения, во взаимодействии и взаимопонимании участников общения;

перцептивный элемент общения включает в себя восприятие (идентификация, эмпания, рефлексия) и взаимодействие участников процесса общения.

А. Н. Брудный говорит: "Всякое общение преследует свою цель". Цели общения зависят от партнера, ситуации и задачи общения. Не останавливаясь подробно на целях общения, просто перечислим их:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Классификация видов и форм самостоятельной работы
Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступ ...

Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку
Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной комм ...

Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru