Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

Страница 1

В данном параграфе анализируется ключевое понятие исследования "коммуникативные способности"", состоящее из понятий "общение", "развитие" и "способности", а также особенности коммуникативных способностей.

Исследование проблемы развития коммуникативных способностей потребовало изучение исходных теоретико-методологических основ сущности и содержания развития коммуникативных способностей личности. Решение поставленной проблемы потребовало от нас раскрытие сущности и содержания понятия "развитие коммуникативных способностей".

В философии понятие "развитие" определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. С психологической точки зрения "развитие"- прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации.

В педагогике понятие "развитие" рассматривается как изменение представляющее собой переход от простого к более сложному, как процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

По нашему мнению, понятие "развитие" связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой стороны.

Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении проблемы развития достигли: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, Н. В. Клюева, А. А. Кан-Калик, М. И. Лисина, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия. Заметный результат в науке о развитии оставили зарубежные исследователи: Л. М. Термен, Э. Р. Геккель, Ф. Д. Мюллер, И. А. Швануара.

В психолого-педагогической литературе выведена следующая закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.

Далее считаем целесообразным, проанализировать такое психологическое понятие, как общение.

Так, М. С. Каган рассматривает понятие общение как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, благодаря которому "индивиды" как физически, так и духовно творят друг друга.

А. А Леонтьев, в общении различает три стороны: коммуникативная, интерактивная, персептивная .

Для нашей работы важна коммуникативная сторона общения.

Далее автор утверждает, что она связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией
Данная система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить ст ...

Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие ...

Характеристика психологических особенностей младших школьников
В данном параграфе анализируются условия развития коммуникативных способностей первоклассников, а также рассматриваются психологические особенности развития младших школьников. Исследование условий развития коммуникативных способностей первоклассников потребовало обращения к характеристике своеобра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru