А. А. Леонтьев говорит, что способность к общению – один из наиболее социально обусловленных видов способностей. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.
М. И. Лисина в своих работах говорит, что способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности
Б. Г. Ананьев утверждает что, коммуникативные способности включают в себя:
желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!");
умение организовать общение ("Я умею!"), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Желание вступать в контакт с окружающими не является врожденной потребностью. Оно возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникативные способности – это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Л. А. Петровская в своих работах пишет: "Общение в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них: коммуникативная – обеспечение связи между людьми; информативная – способствование духовному обогащению людей знаниями, умениями и навыками; психотерапевтическая – предоставлении возможности одним, одаренным и подготовленным, индивидам оказывать на других оздоровляющее влияние; педагогическая – формирование сознания, организация деятельности и отношений детей и молодежи; гедонистическая – введение человека в процессе общения в состояние духовного удовлетворения, наслаждения; нравственно-эстетическая – умиротворение тревожного чувства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты; религиозная – обеспечение коллективного и личностного взаимодействия с Богом на основе неограниченной веры в бессмертие, надежды на спасение и потребности любви к ближнему.
Р. С. Немов в своей классификации общения по видам, вычленяет прежде всего, внешнее межличностное, групповое, коллективное, массовое общение. Это либо свободное или обусловленное деловой необходимостью общение между двумя или несколькими индивидами, либо групповое взаимодействие – общение по интересам в кружке, неформальном объединении, либо коллективное взаимодействие объединенных общей целью личностей в процессе совместного труда, общественно полезной деятельности, В процессе внешнего общения между людьми (младшими школьниками) достигается взаимопонимание, содействие, сочувствие, противодействие, борьба.
Высоко оценивает роль общения в жизни человека А. А. Бодалев. Он считает, что личность формируется, прежде всего, в процессе общения с другими людьми.
Смотрите также::
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как: 1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций. 2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения. 3. Театрализованная ...
Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство
психолого-педагогической реабилитации
Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обуче ...
Жизнь студентов в 60-е годы ХІХ века
Крайняя скудость материальных средств была уделом многих студентов. Некоторые из них приходили в университет за сотни верст пешком. Здесь их часто ждали полуголодная жизнь, неустроенный быт. Не на что было одеться, обуться, даже купить свечи. В.В. Берви рассказывает, что обследование материального ...