Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Страница 2

Игра «Знаешь ли ты народных мастеров?»

Для проверки знаний по народному декоративно-прикладному искусству можно провести коллективную игру. Эта игра может присутствовать на итогово-обобщающем уроке в 4 классе, празднике искусства и труда, конкурсе знатоков народного искусства.

Игра предназначена тем, кто интересуется историей народного прикладного искусства. Ее основу составляют карточки в каждой из которых кратко рассказывается о жизни и творчестве какого-нибудь известного народного мастера, исследователя народного искусства, художника. По не указано имя — его должен отгадать игрок. В интересном интеллектуальном соревновании игроки как бы экзаменуют себя и своих товарищей в знании народного прикладного искусства.

Играть можно по-разному: по рядам, по группам, а также по желанию отдельных игроков. Каждый игрок (команда) вытягивает по одной карточке и записывает ее номер на чистом листочке, прочитав текст, рядом с номером пишет ответ. После этого игроки меняются карточками таким образом, чтобы каждая карточка обошла всех играющих по порядку. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов.

Предлагая учащимся различные графические задания, учитель одновременно с основной учебной работой решает следующие задачи:

развитие познавательных процессов и логического мышления, зрительной памяти, воображения;

развитие художественно-изобразительных навыков;

расширение знаний о народном прикладном творчестве.

Карточки построены по принципу постепенного усложнения материала, индивидуального подхода к детям, учета их способностей и интересов. С карточками можно работать в начале и конце урока, на обычных обучающих и обобщающих уроках в зависимости от темы и задач, поставленных учителем; с помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить знания учащихся, а сэкономленное время использовать дитя практической работы. Чтобы использовать карточки многократно, многие из них можно оформить в виде перфопапок с окошками-прорезями и сменными вкладышами для выполнения задания. Вкладыш заполняется карандашом через вырезанные окошки на лицевой стороне карточки. Карандаш легко убирается резинкой, и поэтому вкладыш можно использовать несколько раз. Для удобства карточки можно обвернуть прозрачной пленкой и писать по ней фломастерами.

Описание групп карточек и варианты включения их в урок.

Карточки 1—2. Работа начинается в 1 классе с рисования простейших узоров орнаментальной вышивки по образцу. Цель: развитие зрительной памяти, закрепление изобразительных навыков и названий узоров.

Карточки 3. Для 1—2 классов. Дидактическая задача: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление. Задание можно рассматривать как упражнение на нахождение недостающего звена логической цепочки; выполнение его требует повторения названий всех звеньев цепочки, т.е. украшающих строчек.

Карточки 4. Предлагается использовать в 1—3 классах в зависимости от подготовленности детей. Цель: закрепление умения передавать симметрию фигур способом зеркального изображения и учитывать традиционную цветовую гармонию при раскрашивании. Некоторые из фигур (4.1, 4.2, 4.3, 4.9) можно взять для аппликационных работ способом вырезывания из сложенной вдвое бумаги.

Карточки 5. Начиная с 3 класса учитель продолжает расширять знания учащихся о зооморфном орнаменте в народном творчестве; кроме того, закрепляется умение сравнивать и сопоставлять фигуры, развивается внимание, наблюдательность. Дополнительно можно поручить поискать подобные фигурки в образцах народных изделий и зарисовать.

Карточка 6. Предназначена для учащихся 4 класса, имеющих достаточное представление о народной вышивке. Можно использовать во время беседы о современной вышивке, связать с влиянием вышивки соседних народов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. одежда крестьян Южного Алтая с одной стороны характеризовалась общностью многих элементов, с другой - разделялась в зависимости от этнографических, половозрастных, социальных и прочих признаков.

Данные по одежде русских старообрядцев "поляков" Южного Алтая свидетельствуют об их сложном этнографическом составе, включавшем как северорусские, так и среднерусские компоненты. Своей многочисленностью выделяются южнорусские черты. Традиции кроя, украшений, приемов шитья очерчивают довольно широкий круг возможных исходных территорий старообрядцев этой этнографической группы, в который входят Новгородская, Олонецкая, Вятская, Пермская, Нижегородская, Курская, Воронежская и некоторые другие губернии. Это отвергает выводы некоторых диалектологов и антропологов о только северном или только южном происхождении "поляков" (К.В. Маеровой, Е.Н. Стрелковой, Г.М. Давыдовой), соответствует архивным данным об их местах выхода. В "поляцкой" одежде довольно отчетливо прослеживаются связи с родственной группой семеиских Забайкалья, а также с населением бывших мест проживания - Белоруссии и Украины. Не бесследными оказались контакты с сибиряками и старообрядцами, прежде всего, кержаками, которые способствовали выработке ряда общих форм. Имеющийся в распоряжении материал свидетельствует о перемещении "поляков" в направлении Юго-Восточного Алтая, в низовья р. Бухтармы, а также в более северные районы - в Центральный Алтай.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредс ...

Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков
Проблема формирования умений и навыков неразрывно связывалась с вопросом об автоматизации человеческого действия, рассматриваемой двоя-ко: с одной стороны, как феномен конечной стадии формирования нового действия, на которой человек достигает совершенства его исполнения, с дру-гой — как важнейшее с ...

Культура самообразования и самовоспитания учителей
Одним из условий совершенствования культуры будущего учителя является самообразование и самовоспитание, так как это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, моральных, особенностей психически ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru