Одежда населения Юго-Восточного Алтая отражала два основных направления, по которым шло заселение края - из Северного (алтайские, бердские старообрядцы, особенно кержаки, чалдоны) и Южного ("поляки") Алтая. Элементы костюмов, свойственные населению каждой из указанных областей, настолько тесно переплелись на Бухтарме, что возникли отличные от исходных и в целом необычные для русской одежды формы. При этом кержацкий "пласт отложился более в обрядовой, а "поляцкий" - в праздничной одежде. Некоторые параллели просматриваются у бухтарминцев и с одеждой уймонских кержаков, с которой, в принципе, имелись значительные различия в материалах, украшениях, приемах шитья, что позволяет говорить о культурных связях между этими группами.
Повседневная и обрядовая (погребальная) одежда старообрядок Уймона обнаруживала сходство с костюмами старожилок Северного Алтая (туникообразные рубахи, кошеные и косоклинные сарафаны с цельным или глухо зашитым передним полотном, сашмурообразные головные уборы, использование тканей темных расцветок), праздничная же - со старожилками Юго-Восточного Алтая (поликовые рубахи с кошеными рукавами). Кроме того, такие детали погребальной одежды как сашмуры-шлыки сближают уймонок с крестьянками западных, юго-западных губерний России, а также старообрядок Украины. Аналогичные же традиции прослеживаются в мужской одежде Уймона.
Наиболее архаичный пласт костюмных форм у населения исследуемого района составляли рубахи, сарафаны, передники, верхняя одежда туникообразного покроя, который в силу своей простоты был в прошлом известен у многих народов мира. Анализ материала показал, что в изучаемое время в Верхнем Приобье существовали различные варианты конструкций туникообразной одежды - от простых, состоявших из одних прямых полотен (мужские обрядовые рубахи), до кошеных - с кошеными бочками (мужские повседневные и женские обрядовые рубахи, кошеные женские сарафаны, верхняя одежда) и с кошеными бочками и дополнительными клиньями (женские косоклинные сарафаны). Как бы промежуточное положение занимали конструкции с полукошеным станом, включавшим прямые и кошеные полотна (мужские обрядовые рубахи).
Туникообразные виды одежды не только длительное время сохранялись в Южном Алтае, но и получили здесь дальнейшее развитие, которое проявлялось: а) в изменении в сторону более открытого лямочного покроя; б) в появлении подрезного, на кокетке; в) с плечевыми швами покроя.
Имеющиеся материалы позволяют проследить развитие основных компонентов девичьих и женских головных уборов, которое имело место, как на Алтае, так и в более ранние периоды - на территории Европейской России. Сохранившийся в Южном и Юго-Восточном Алтае девичий убор в виде сложенной лентой и повязанной узлом сзади шали мы рассматриваем как поздний вариант полотенчатого, связанного со старинной прической в виде распущенных волос. В женской обрядовой одежде старообрядок (моленной, погребальной, свадебной) сохранились уборы в виде платков, шалей, отрезов полотна, восходившие к головным покрывалам, которые в прошлом были широко известны индоевропейским народам.
Пережиточно сохранившиеся исходные, а также переходные (производные) и поздние костюмные формы свидетельствуют о том, что перенесенные на Алтай виды русской одежды прошли сложный путь развития, в одних случаях совпадающий, в других - несовпадающий с развитием этой одежды в Европейской России. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что традиционные костюмы старожилов не обнаруживают прямых аналогий с одеждой европейских крестьян конкретного района (губернии).
Костюмы старожилов и, прежде всего старообрядцев Алтайского округа донесли до нас целый ряд своеобразных элементов, "расшифровка" которых, возможно, поможет осветить некоторые, неизвестные еще этапы развития народной русской одежды. К числу таких содержательных элементов можно отнести полоски красной ткани, прокладывавшиеся вдоль швов соединения основных полотен стана мужских рубах старообрядцев-"поляков". Подобные детали в южнорусских и украинских рубахах XIX в. сохранились лишь пережиточно.
В силу конфессиональных, географических и прочих особенностей временные изменения в традиционной одежде протекали в различных районах Алтая с разной скоростью, отличаясь при этом и качественно. Так, в деревнях Северного Алтая, которые были ближе к городским центрам, сибиряки и российские, а также молодое поколение в старообрядческих семьях в начале - первой четверти XX в. носили одежду, во многом напоминавшую городскую, которая, однако, в деталях отражала традиции местных деревенских форм (яркая или сдержанная цветовая гамма, высокие или низкие воро-тники и т.д.). В селах и Деревнях Центрального Алтая кержаки и "поляки" еще хранили в это время верность традиционным костюмам, но уже часто шили их, особенно для праздников, из покупных материалов. Нередко старожилы надевали такие оригинальные "комплекты", в которых новые городские виды сочетались со старыми (рубахи из покупных материалов, а штаны из пестряди и наоборот). В одежде же старообрядцев Южного и Юго-Восточного Алтая еще и в это время бытовали старинные ткани, покрои и украшения, а распространение новых сталкивалось с большими трудностями.
Смотрите также::
Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - важный период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования. Необходимо постоянно вести работу по совершенствованию общего режима, закаливанию, воспитанию кул ...
Формы организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...
Основные составляющие психолого-педагогической работы
школьного библиотекаря
Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во мно ...