.Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов .
И рады мы
Проказам матушки-зимы . .
Метафорой может быть как одно слово, так и целая картина. Наиболее развернутая метафора — это аллегория, т. е. такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык — имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова, например, аллегория в сказках, баснях, где действуют обычно животные.
Метафоричность речи свойственна младшим школьникам. "Солнышко спать ушло", "собака любит загорать", "травка пить хочет" — такие выражения часты не только в речи дошкольников, но и первоклассников. С возрастом дети становятся "реалистами" и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.
В то же время начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте "образных" слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: "Какую картину ты представляешь себе?";
г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.
Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами.
Смотрите также::
Теоретическая основа развития диалогической речи дошкольников
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет диалогическая речь, как форма развития речи, способствующая социализации дошкольника, развитию коммуникативных качеств его личности. Диалогическая речь обеспечивает эффективность коммуникации, способству ...
Волоконная оптика
Эта тема рассматривается отдельно, как пример применения явления полного отражения света. Пурышева предлагает проделать опыт, схема которого изображена на рисунке и объяснить данное явление. Это вносит разнообразие в изучаемый материал и дает учащимся представление об эксперименте в физике. Рис. 16 ...
Решение ситуационных производственных задач
Этот метод используется для формирования у учащихся профессио-нальных умений. Основным дидактическим материалрм служит ситуацион-ная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащими-ся. Ситуационная задача до ...