В следующей главе предлагается наиболее подробно окунуться в систему преподавания нашего героя. Как мы уже успели заметить, он имел хороший, богатый опыт в данной сфере, что позволяло ему развивать и практиковать все новые и новые идеи, прогрессировать самому в плане преподавательском и творческом, нести вклад в мировое искусство своего времени. спорттовары для всей семьиСпормастер отзывы о качестве вся информация на otziv.top.
Прежде всего, перед нами теоретик искусства. Принимая учет дат его жизни (т.е. лет его деятельности), перед нами теоретик современного искусства. (Тут автор работы хотел бы попросить прощения за употребления сего термина с учетом того, сколько нюансов он имеет в определении.) Можно ли утверждать отношение Кандинского и современности? - Безусловно, если учесть факт несомненного влияния трудов того периода в истории искусства и культуры на нашу действительность. Если это на столько актуально, то вполне логичным будет лицом к лицу ознакомиться с его теориями, тем материалом, что он пользовался на протяжении многих лет.
Василий Кандинский оставил нам богатое наследие в области теории живописи и формообразования. Его работа “Точка и линия на плоскости" является итогом экспериментальной и теоретической работы в послереволюционной Москве и педагогической деятельности в Баухаусе. Художнику удалось создать внятную систему обучения начиная с азов формы. Его опыт широко используется в педагогике высших учебных заведений дизайнерского направления на Западе и у нас. Его идеи и принципы настолько хорошо усвоены в Европе и Америке, что стали базисом для обучения самых маленьких, начинающих художников, о чем свидетельствует типовая программа по изобразительному искусству для американских школ (“VisuaArt”, Rokford public schools), а также пример такого массового издания, как “Живопись: Рисуй и самовыражайся. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных” Ж. Кастерман.
В первом случае внимание концентрируется на проблемах изучения художественных особенностей линии, плоскости, геометрических фигур, принципов построения пространства на плоскости, композиции и пр. Во втором чуть ли не с первых страниц автор отсылает читателя к способам Кандинского “освободиться от предметности. оставить для творчества только формы и цвета с их чистой выразительностью”. Сформулированы краткие пошаговые задания по изучению графических и живописных средств выразительности.
Тут следует заметить, что программа Кандинского у нас (в пределах РФ) сейчас почти не используется, чего нельзя сказать о Западе. Очень многие учебные издания (в том числе и некоторые отечественные) для развития композиционного мышления у школьников используют приемы Василия Васильевича: “Линия, характер”, “Линия, пятно”, “Движение, покой”, “Контрасты, нюансы, симметрия”.
Само собой, уложить в рамки данной работы все труды нашего героя невозможно. Возьмем для наиболее характерные материалы.
Свой анализ формы Кандинский начинает с точки. Она характеризуется им как “невидимый объект”, как ноль, в котором сокрыты все мыслимые возможности, “как величайшая сдержанность, которая тем не менее говорит”, как “связь молчания и речи”. Точка - “результат первого столкновения (художественного) орудия с материальной плоскостью”, после чего “основная плоскость оплодотворяется”. Она - “кратчайшее постоянное утверждение, исходит кратко, прочно и быстро”, “малый мир, со всех сторон более или менее равномерно огражденный и практически оторванный от окружения”. Это “первоэлемент живописи и непосредственно графики”.
Кандинский указывает на ряд возможностей повысить выразительность точки:
Вырвать из контекста и рассмотреть “вне практически-целесообразной взаимосвязи”.
Представить ее как столкновение с пустым листом.
Играть с размерами, ее формой, ее соотношением с линией на плоскости, ее цветовым соотношением с основной
Увеличение количества точек и исследование полученного эффекта
Работа с природными объектами, представляющимися нам скоплением точек
Передача ритма архитектурных сооружений, танца, музыки через запись точками.
Любое из этих положений может быть превращено в задание (см. приложение). Многие деятели в сфере художественного образования использовали этот материал на своих заданиях, модифицируя его в различные формы творческих работ.
Кандинский рассматривает линию как “след перемещающейся точки. скачок из статики в динамику. Величайшую противоположность живописного первоэлемента - точки”. Согласно его видению, когда действуют внутренние силы точки, происходит разрастание точки из себя самой и превращение ее в пятно, круг или иную плоскость. Когда же на точку воздействуют внешние силы, тогда появляется линия: “первоначальный источник каждой линии неизменно один - сила”.
Линия как результат давления внешних сил - этот динамический образ позволяет осмыслить движение нашей руки в процессе рисования, увидеть в линии образ покоя/напряжения/борьбы, постичь категорию движения, напряжения и силы в неподвижном изображении. Прямая линия - это результат действия одной силы в одном направлении. Ломаная линия является результатом поочередного воздействия двух сил, а кривая - одновременного воздействия обеих сил. Соответственно восприятие прямой линии менее напряженно - “лирично”, в терминах Кандинского, а восприятие кривой - “драматично”, так как она изгибается под действием противостояния сил.
Смотрите также::
Развитие креативности средствами интерпретации
Для проверки выдвинутой нами гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов было организовано экспериментальное исследование. Исследованием (2006 – 2007 гг.) было охвачено 40 студентов-филологов одного курса. В качестве экспериментальной группы выступал ...
Специальное образование при аутизме и
аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»(К.С.Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявля ...
Сарафаны
Во второй половине XIX в. безрукавной одеждой, надевавшейся поверх рубах, у крестьянок Южного Алтая были перемитнита, дубасы, сарафаны, горбачи. При разработке типологии сарафанов учитывались раскрой и расположение полотен переда и спинки, швов на боках, наличие или отсутствие кошеных полотен-косин ...