Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:
за подготовленные дома монологи и диалоги;
за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.
В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.
Контроль сформированности умения письменной речи
Контроль обученности учащихся в письменной речи осуществляется с использованием следующих заданий:
завершение предложений;
пользуясь таблицей или картинкой написание нескольких предложений;
написание нескольких предложений, расширяя их за счет слов, данных в скобках;
вставление слов, пропущенных в тексте (слова даны перед текстом, их количество превышает количество пропусков);
согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями и собственные пояснения;
выписывание из текста фактов, содержащих основную информацию и собственная оценка данным фактам;
описание картинки (при проверке данного задания следует обращать внимание не только на описание изображенных предметов, но и на описание их качеств, их месторасположение на картинке и т. д.);
изложение текста, прочитанного учителем;
сочинение;
написание письма;
написания заметки в стенгазету;
написание сообщения по теме;
написание рассказа по предлагаемой ситуации;
написание характеристики, аргументируя высказываемые положения;
составление аннотации к прочитанному тексту.
Конечно, не все задания можно предлагать для контроля навыков письменной речи в любом классе. Задания предлагаются согласно языковой подготовки каждого конкретного класса по усмотрению учителя.
Контроль сформированности умения понимания речи на слух
Контроль понимания услышанного может преследовать различные цели: проверить общее понимание прослушанного текста или проверить не только общее понимание, но и все его детали. Поэтому в качестве критериев оценки степени сформированности умения понимать иноязычную речь на слух выделяем следующие:
охват общего смысла аудируемого текста или фрагмента живой речи при однократном предъявлении;
общее понимание всего текста;
детализированное понимание, как всего текста, так и отдельных его частей;
прогнозирование содержания дальнейшего изложения на основе принятой и декодированной части текста (проверяется с помощью специальных заданий);
способность к аудированию дифференцированного по источнику и состоянию канала связи («свой» или «чужой» учитель, носитель языка, помехи в канале связи и т. д.).
Для контроля понимания иноязычной речи на слух мы предлагаем следующие задания:
ответы на вопросы по содержанию текста (здесь есть варианты: можно предложить ответить на родном языке или на иностранном);
выбрать правильные/неправильные утверждения;
выбрать правильное утверждение из серии предложенных;
брать неправильное утверждение из серии предложенных;
составить вопросы по содержанию текста;
составить план содержания текста;
выбрать заголовок к прослушанному тексту из нескольких предложенных;
сформулировать основную идею текста;
выбрать из предложенных положений тему и идею текста;
перечислить последовательность фактов в тексте;
расположить предложенные предложения в логической последовательности;
описать главного (главных) героев;
передать общее содержание текста;
передать содержание текста от лица главного героя;
высказать свое суждение относительно поведения главного героя.
Приемы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:
выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;
быть адекватными, то есть направленными на проверку одной формы общения;
не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
не требовать больших усилий для проверки и отработки ее результатов;
быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастных особенностей .
Контроль уровня сформированности лексико-грамматических навыков
К контролю лексико-грамматических навыков предъявляются следующие требования:
самостоятельное выполнение операций означения (контролируемая единица (форма) не содержится в задании) и выражения (не дается образец высказывания, а предыдущее высказывание не служит образцом для формулирования последующего);
Смотрите также::
Личностная рефлексия как одно из новообразований в
младшем школьном периоде
Два других важных новообразования младшего школьного периода – это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат "reflexio" – "обращение назад") – это процесс самопознания субьектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии первоначально ...
Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного ...
Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного
возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...