Разным этапам обучения свойственны свои объекты контроля. В зависимости от объектов контроля выбираются приемы контроля. Основными объектами контроля согласно государственному стандарту основного общего образования являются:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Контроль сформированности данных компетенций осуществляется на основании требований государственного стандарта к уровню подготовки выпускников 8 классов.
Таким образом, к основным объектам контроля относятся виды речевой деятельности, представленные речевой компетенцией; языковые знания и навыки, представленные языковой компетенцией, социокультурные знания и умения, представленные социокультурной компетенцией.
Контроль сформированности умения чтения
Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т. е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной задачи, то и контроль происходит именно с данных позиций.
Например, если мы хотим проконтролировать понимание основного содержания текста, то мы предлагаем следующие задания:
прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;
найдите известные вам географические названия (имена людей, названия достопримечательностей и т. д.)
выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);
расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;
определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;
найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;
выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.
Для проверки полного и точного понимания текста мы предлагаем следующие задания:
внимательно прочтите текст;
ответьте на предложенные вопросы (найдите в тексте ответы на вопросы);
найдите в тексте и прочитайте вслух 2-3 предложения, в которых дается описание . (указывается чего именно);
выберите вариант, не соответствующий содержанию текста (даны, например, четыре предложения, одно из которых неправильное);
из предложенных предложений выберите то, которое есть в тексте (даны четыре предложения, только одно правильное);
закончите предложение одним из предлагаемых вариантов;
найдите начало предложения (предлагается конец предложения и несколько вариантов начала);
расположите данные вопросы так, чтобы они отражали содержание текста в логической последовательности (или составьте из предложенных вопросов план пересказа текста);
попытайтесь пояснить, что означает высказывание . (что имел в виду автор);
выразите свое отношение к . .
Для проверки понимания текста с выборочным извлечением информации, учащимся предлагаются задания типа:
прочитайте предлагаемую рекламу для покупки квартиры и выберите тот вариант, который вам кажется наиболее приемлемым; обоснуйте свой выбор;
прочитайте расписание движения поездов и выберите поезд, на котором вам было бы удобно поехать в гости к другу; обоснуйте свой выбор.
Такие и подобные задания можно предлагать для того, чтобы проверить умение «выхватывать» необходимую информацию.
Смотрите также::
Постановка цели и задач воспитания в православной педагогике
Светская педагогика определяет воспитание как «процесс целенаправленного формирования личности», имея под этим в виду «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» ...
Методика диагностики
моторики рук
Исследования развития кинестетической основы движений руки. Инструкция: 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево». 2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх». 3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на не ...
Нетрадиционные виды уроков изобразительного
искусства
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Многие учителя рисования в начальных классах работают по программе "Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанной под руководством народного художник ...