Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися.
Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы:
- подбор и изучение научно-популярной литературы учителем;
- руководство внеклассным чтением учащихся;
- использование научно-популярной литературы на уроках.
Учащиеся 8 классов проявляют большой интерес к выдающимся деятелям науки, ярким страницам из истории науки. Они с увлечением читают об успехах науки, её перспективах. Опытные учителя обычно перед объяснением учебного материала рекомендуют книги и статьи, отражающие данные вопросы.
На уроке, учитель зачитывает отрывок из книги и, заинтересовавшим ученикам рекомендует её прочесть.
Краткая аннотация, показ книги, соображения учителя становятся стимулом для ознакомления с ней учащихся.
Рассказ ученика прочитанного материала, пробуждает желание других учащихся почерпнуть знания из книги.
Особенно следует поощрять дополнения к ответам, в которых используются сведения из научно-популярной литературы.
Обсуждение книг на уроке по его тематике может перерасти в широкую дискуссию, послужить темой для научной конференции.
Для 13 – 14-летних детей характерно увлечение определёнными видами спорта. Исходя из этого, учитель биологии совместно с учителем физического воспитания организует ознакомление учащихся со спортивно-физиологической литературой. Чтение, в свою очередь, пробуждает желание заниматься спортом.
Учитель должен хорошо ориентироваться в литературе по внеклассному чтению, чтобы умело организовать работу учащихся.
По тематике и основным вопросам содержания научно популярные книги по анатомии, физиологии и гигиене можно условно разделить на следующие группы:
- книги, посвящённые отдельным деятелям науки и великим научным открытиям;
- книги, излагающие вопросы медицины (борьба с болезнями, успехи медицины);
- книги по санитарному просвещению;
- книги, включающие общие анатомо-физиологические вопросы.
Много доступного и полезного для внеклассного чтения материала содержит журнал “Здоровье”, где много доступных учащимся анатомо-физиологических статей, отдельные статьи из журнала “Знание – сила”, “Наука и жизнь”,
Наряду с журналами можно использовать отдельные статьи, заметки, связанные по содержанию с рассматриваемыми вопросами. Из них создают альбомы, стенды: “Новости науки”, “Интересные факты”, “Знаешь ли ты”.
Учащиеся проявляют большой интерес к космической физиологии.
Материалы по всем вопросам можно также найти в Интернете.
Можно рекомендовать учащимся участвовать в форумах на интересующие темы, с последующим обсуждением в классе.
Групповое внеклассное занятие.
Основными формами групповых внеклассных занятий по анатомии, физиологии и гигиене человека являются физиологический кружок и кружок Красного Креста.
В обобщённом виде тематика кружковых занятий разработана в методической литературе и может быть представлена всевозможным образом. Необходимо планировать темы опытов и их порядок проведения в соответствии с уроком.
Стремление самим добывать научные знания очень типично для учащихся старших классов. В связи с этим необходимо предоставлять большую самостоятельность.
Можно использовать на занятии кружка следующие темы:
- изготовление препарата и изучение рыхлой соединительной ткани из фасции мышцы лягушки;
- изучение препарата эпителия кожи лягушки;
- рассмотрение поперечно-полосатой мышцы лягушки;
- приготовление и рассмотрение мазков крови лягушки и человека;
- изучение кровообращения в брыжейке и языке лягушки;
- наблюдение за влиянием фитонцидов на микроорганизмы (опыт с инфузориями);
- рассмотрение под микроскопом капли молока;
- изучение препаратов нервных клеток и нерва.
Из этого перечня видно, что для изучения предложен разнообразный физиологический и гистологический материал, интересный учащимся.
Другой пример работы физиологического кружка – постановка опытов по выработке условных рефлексов при постепенном усложнении. На каждом опыте предполагается серия опытов разных вариантов.
Можно предложить серию опытов по выработке двигательных рефлексов: у собаки на звук рожка; у рыб на бусинку, постукивание, цвет пинцета, на свет; у белых крыс на цвет домика.
Третьи вариантом могут быть опыты с применением фистульной методике на птицах. Кружковцам можно предложить ассистировать учителю при операции, стать активными участниками сложного хирургического метода наложения фистулы на желудок.
Эта робота знакомит учащихся с научными методами физиологического исследования.
На выбор определённого направления кружковой работы оказывают влияние личные интересы учителя, его подготовленность в той или иной области специальных знаний.
Смотрите также::
Контроль языковых навыков и речевых умений в средней школе
Разным этапам обучения свойственны свои объекты контроля. В зависимости от объектов контроля выбираются приемы контроля. Основными объектами контроля согласно государственному стандарту основного общего образования являются: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных в ...
Методические разработки по теме «Основы термодинамики»
Технологическая карта урока по теме «Основы термодинамики» № Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы 1 Организационный 1 Приветствие. Называет тему и цель урока. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Актуал ...
Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действит ...