Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися.
Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы:
- подбор и изучение научно-популярной литературы учителем;
- руководство внеклассным чтением учащихся;
- использование научно-популярной литературы на уроках.
Учащиеся 8 классов проявляют большой интерес к выдающимся деятелям науки, ярким страницам из истории науки. Они с увлечением читают об успехах науки, её перспективах. Опытные учителя обычно перед объяснением учебного материала рекомендуют книги и статьи, отражающие данные вопросы.
На уроке, учитель зачитывает отрывок из книги и, заинтересовавшим ученикам рекомендует её прочесть.
Краткая аннотация, показ книги, соображения учителя становятся стимулом для ознакомления с ней учащихся.
Рассказ ученика прочитанного материала, пробуждает желание других учащихся почерпнуть знания из книги.
Особенно следует поощрять дополнения к ответам, в которых используются сведения из научно-популярной литературы.
Обсуждение книг на уроке по его тематике может перерасти в широкую дискуссию, послужить темой для научной конференции.
Для 13 – 14-летних детей характерно увлечение определёнными видами спорта. Исходя из этого, учитель биологии совместно с учителем физического воспитания организует ознакомление учащихся со спортивно-физиологической литературой. Чтение, в свою очередь, пробуждает желание заниматься спортом.
Учитель должен хорошо ориентироваться в литературе по внеклассному чтению, чтобы умело организовать работу учащихся.
По тематике и основным вопросам содержания научно популярные книги по анатомии, физиологии и гигиене можно условно разделить на следующие группы:
- книги, посвящённые отдельным деятелям науки и великим научным открытиям;
- книги, излагающие вопросы медицины (борьба с болезнями, успехи медицины);
- книги по санитарному просвещению;
- книги, включающие общие анатомо-физиологические вопросы.
Много доступного и полезного для внеклассного чтения материала содержит журнал “Здоровье”, где много доступных учащимся анатомо-физиологических статей, отдельные статьи из журнала “Знание – сила”, “Наука и жизнь”,
Наряду с журналами можно использовать отдельные статьи, заметки, связанные по содержанию с рассматриваемыми вопросами. Из них создают альбомы, стенды: “Новости науки”, “Интересные факты”, “Знаешь ли ты”.
Учащиеся проявляют большой интерес к космической физиологии.
Материалы по всем вопросам можно также найти в Интернете.
Можно рекомендовать учащимся участвовать в форумах на интересующие темы, с последующим обсуждением в классе.
Групповое внеклассное занятие.
Основными формами групповых внеклассных занятий по анатомии, физиологии и гигиене человека являются физиологический кружок и кружок Красного Креста.
В обобщённом виде тематика кружковых занятий разработана в методической литературе и может быть представлена всевозможным образом. Необходимо планировать темы опытов и их порядок проведения в соответствии с уроком.
Стремление самим добывать научные знания очень типично для учащихся старших классов. В связи с этим необходимо предоставлять большую самостоятельность.
Можно использовать на занятии кружка следующие темы:
- изготовление препарата и изучение рыхлой соединительной ткани из фасции мышцы лягушки;
- изучение препарата эпителия кожи лягушки;
- рассмотрение поперечно-полосатой мышцы лягушки;
- приготовление и рассмотрение мазков крови лягушки и человека;
- изучение кровообращения в брыжейке и языке лягушки;
- наблюдение за влиянием фитонцидов на микроорганизмы (опыт с инфузориями);
- рассмотрение под микроскопом капли молока;
- изучение препаратов нервных клеток и нерва.
Из этого перечня видно, что для изучения предложен разнообразный физиологический и гистологический материал, интересный учащимся.
Другой пример работы физиологического кружка – постановка опытов по выработке условных рефлексов при постепенном усложнении. На каждом опыте предполагается серия опытов разных вариантов.
Можно предложить серию опытов по выработке двигательных рефлексов: у собаки на звук рожка; у рыб на бусинку, постукивание, цвет пинцета, на свет; у белых крыс на цвет домика.
Третьи вариантом могут быть опыты с применением фистульной методике на птицах. Кружковцам можно предложить ассистировать учителю при операции, стать активными участниками сложного хирургического метода наложения фистулы на желудок.
Эта робота знакомит учащихся с научными методами физиологического исследования.
На выбор определённого направления кружковой работы оказывают влияние личные интересы учителя, его подготовленность в той или иной области специальных знаний.
Смотрите также::
Отметка в семейной жизни школьника
Ребенка, посещающего школу, дома обычно встречают вопросом о том, какую отметку он сегодня получил. Со времени начала обучения школьная отметка становится мощным регулятором отношений внутри семьи. Каким образом это будет осуществляться, зависит от того, насколько родители смогут ее раскрыть, осмыс ...
Организация деятельности хореографического коллектива
Для начала деятельности в хореографическом коллективе необходимо обеспечение каждому члену хореографической группы или коллектива возможности для активного участия в ее делах. Второе условие это получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Третье условие эт ...
Содержательная основа обучения иноязычному общению на ранней ступени
При обучении иностранному языку дошкольников на ранней ступени встает вопрос о том, что принять за содержательную основу обучения. Традиционный подход к преподаванию иностранного языка на ранней ступени предполагает начинать обучение с использования речевого материала, называющего предметы, окружаю ...