Обучение пению – это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности.
Сейчас открываются широкие возможности педагогическому творчеству для новых поисков методов обучения подрастающего поколения. На современном этапе главная задача художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно в начальном этапе воспитания ребенка.
Родная речь и народная песня должна присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым.
Педагогу необходимо знать и понимать, что каждый ребенок уникален, и поэтому знания, заложенные в раннем возрасте, дают ребенку в дальнейшем большее развитие в культурном плане. Однако при этом каждый ребенок может петь: лучше или хуже, в зависимости от природных данных, от физиологии, психики, способности к духовному развитию, умению целесообразно и экономно расходовать их, для достижения наибольшего эффекта голосовых связок, запаса дыхания и др.
Основные принципы работы с детским коллективом.
Методы и принципы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методика, связанная с вокальным исполнительством, опирается на процессы мышления, хотя и относится главным образом к автоматизированным видам деятельности.
Известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективной представляется та работа, которая основывается на каком-либо одном методе. Педагог должен владеть различными методами и приемами вокально–хоровой работы, и применять их в соответствии с ситуацией, на занятии.
В вокальной педагогике сложились свои правила, отражающие специфику певческой деятельности так как выделяет следующие формы работы: фонетический, объяснительно – иллюстрированный в сочетании с репродуктивным, методом внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.
Концентрический.
Основоположником этого метода является вокальный педагог Г.М.Глинка.
Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы с детскими голосами.
М.Г.Глинка рекомендовал "…сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся… Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса".
Концентрический метод основан на ряде положений:
-плавное пение без дыхания,
-при вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема,
-непринужденное пение, свобода голосообразования,
-при пении рот открывать умеренно,
-не делать никаких гримас и усилий,
-петь не громко и не тихо,
-уметь долго тянуть ноту ровным по силе звуком,
-без некрасивых "подъемов", прямо попадать в ноту,
-соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнение строится на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап – тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим постепенным заполнением,
-нельзя допускать чтобы дети уставали. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.
Суть метода – постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. В работе с детьми, с невыявленными вокальными способностями он не подходит.
Смотрите также::
Становление и развитие теоретических знаний в истории православной
педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...
Значение детского театра в формировании творческой личности ребенка
Именно через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Его роль значительно возросла за счёт создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах с углублё ...
Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы,
влияющие на развитие самостоятельности
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию. Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной ...