Новое в педагогике » Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства » Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО

Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно - прикладного искусства.

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главными задачами являются:

Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

Вести детей по дороге счастья и добра.

Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

Для успешного решения задач в развитии творческих способностей необходимо:

Максимально использовать золотой ключик - интерес.

Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство)

Для достижения успеха важна мотивация

Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

Организовывать и направлять способности как вид деятельности.

Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении уч-ся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

До недавнего времени в практике школы было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике, чему можно научить детей?

Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций.

Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".

В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление хорошо организованного, чёткого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей.

Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие воображения ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо и на уроках ИЗО создавать ситуацию поиска.


Смотрите также::

Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили
Существуют разные подходы к определению педагогического общения. Рассмотрим некоторые из них. А.Н. Леонтьев дает следующее определение: "Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные п ...

Особенности организации художественного творческого коллектива
Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский. Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Х ...

Роль старшего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей
Современные методы управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных и прогрессивных методов и способов решения задач, внедрения прогрессивных психолого-педагогических идей. Нельзя стоять на месте, работать по старинке. Время идёт вперёд, изменяются жизненные устои. Необходимо в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru