При прохождении практики мы осуществляли работу коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
В связи с этим, нами подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность речи детей.
Эту работу мы проводили на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. На каждом уроке применяли такие задания как:
- к заданиям первой группы, направленных на развитие таких качеств как: точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:
1. Составь текст о птице по рисунку или расскажи о своей птице (устно).
На картинке птица_ клёст. Она большая, с жёлтыми перьями. Красивая.
Составь из слов два предложения.
Я, дереве, на, увидел, клевал, клёста, крепким, он, клювом, шишку.
Ж.А. «Я на дереве увидел клеста. Он клевал шишку крепким клювом.»
И.И. «На дереве клёст клевал клювом шишку. Я увидел».
3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.
Весной, в, купаются, воробьи, лужах.
Все дети написали верно: «Весной воробьи купаются в лужах».
Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.
Были получены следующие предложения:
«Им это нравится», «Они при этом получают удовольствие», «Другие воробьи на них смотрят и повторяют».
4. Прочитай. Составь из слов два предложения.
На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.
Все дети написали верно: «На лугу паслись козы и овцы. Они щипали траву».
Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?
Почему?
Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что происходит с животными.
Ж.А. написал и рассказал:
На картинке изображёны слоны: мама и ребёнок. Они идут друг за другом. Им хорошо друг с другом. Они счастливы.
Б.В. «На картинке изображены животные слоны. Они – родственники. Они ходят по вальеру. Им спокойно».
Д.Д. «На картине - слоны. Они ходят по площадке без толку. Просто так».
- задания второй группы упражнений направлены на развитие выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:
1. Прочитай текст.
Подруги.
Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.
Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения и расскажи, что получилось.
Т.А. «И в этом деле появились помощники- все остальные дети класса».
И.И. «Оля тоже захотела быть здоровой и всё повторяла за Леной».
Остальные виды работ, реализуемы на уроках русского языка, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения представлены в приложении 1.
На уроках литературного чтения применяли следующие виды работ:
1.Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!
Получились следующие сочинения, которые дети затем зачитывали, рассказывали:
Поздняя осень.
Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках.
По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима.
Наша Мурка.
У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта. Она свернулась колечком, но не спит, смотрит.
2."Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил.
Осень приходила к нам светлая и тихая . Она убирала березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока наконец не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорно вся сияла .
3."Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
Встреча с домом.
Наступила весна, и весёлый скворец вернулся домой. Он был очень рад этому. Вместе с ним радовались его друзья. Они сидели на старом дереве и громко рассуждали о том, как им жилось в тёплых странах и как хорошо дома. Старое дерево тоже радовалось прилёту своих знакомых. Оно было согласно с тем, что дома лучше.
Смотрите также::
Ведущие принципы обучения иноязычному общению дошкольников
Принцип овладения иностранным языком через общение. Процесс обучения иноязычному общению представляет собой модель реального общения по следующим основным параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность процесса общения, новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодей ...
Выбор объекта деятельности
В наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обраб ...
Игра как средство обучения самостоятельности
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудово ...