Начинается формирование творческого потенциала в проявлении интереса ребенка к творчеству. В этом ему помогает окружение. Известна музыкальная семья Бахов, Р. Амудсен родился и вырос в семье морского капитана. А. Брем был сыном пастора, который увлекался орнитологией. Но есть и другие примеры, отрицающие влияние семьи (М. Ломоносов, И. Кеплер, открыватель Трои Г. Шлиман и др.). Поэтому вопрос влияния окружения остается до сих пор открытым. Ф. Баррон, Х. Грубер, Т. Амабель считают, что тренировать креативность нельзя, что она появляется только в результате сочетания многих факторов, индивидуальных особенностей человека, необходимых навыков, наличия проблем и специального окружения. По данным сотрудников Института реализации человеческого потенциала из Филадельфии Р. Нортон и Г. Домен (1984) оказалось, что двух- трехлетние дети могут в результате умственного воспитания могут решать задачи на сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100. Родители этих детей были проинструктированы, как создавать такую специальную среду (Гильбух и соавт., 1990).
Исследователи отмечают, что для воспитания креативности в школах должна быть неформальная атмосфера. Высокий уровень креативности наблюдался у детей с широким кругом общения и демократическим стилем общения (Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989). Родители детей-креативов находили в своих детях меньше недостатков, чем родителей детей-интеллектуалов. Шансов больше у тех детей, которые идентифицируют себя не с родителями, а с идеальным героем. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец гораздо старше матери. В.Н. Дружини пишет о том, что творческие дети получаются тогда, когда, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение
Отечественными исследователями (Ананьев Б.Г., Ландау Э., Савенков А.И., Ушаков Д.В., Шумакова Н.Б.) выделены и другие факторы, способствующие развитию креативности:
общение с творческим взрослыми людьми;
взрослое окружение как образец для подражания;
демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;
свободное эмоциональное самовыражение ребенка;
активная, деятельная позиция взрослых;
раннее приобщение ребенка к самостоятельному труду;
посещение кружков;
радость познания, путешествия;
положительное отношение детей к исследовательской деятельности.
По многим свидетельствам, личность примерного ученика противоположна личности творческой. Программы для обучения страдаю недостаточным вниманием к творчеству ребенка. Характеристики детей – необычный, независимый, непредсказуемый, нестандартно мыслящий не попали в число "популярных". Поэтому необходимо инвестировать креативность детей. П. Торренс перечислил условия, тормозящие развитие креативности:
ориентация на успех и избегание риска;
ориентация на мнение сверстников;
фиксация на стереотипах половой роли;
представление взрослых о креативности как отклонении от нормы;
запрет вопросов и ограничение инициативы;
жесткое разграничение трудовой и игровой роли ребенка.
Л.Б. Ермолова-Томина, на основе исследований зарубежной литературы, выделила принципы, которых нужно придерживаться при развитии креативности ребенка:
1. Внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности детей. Необходимо повысить престиж творческого мышления.
2. Изменить внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть потенциальные творческие способности детей.
3. Педагоги должны видеть творческие проявления учеников не только в учебе, но и в другой деятельности.
4. Необходимо формировать высокую самооценку, которая стимулировала бы ребенка к деятельности.
5. Педагоги должны развивать свою креативность.
Смотрите также::
Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
Существует целый ряд учреждений, куда могут быть помещены дети с аутизмом: ● дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время ● центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) ● медицинские дневные центры ● психиатрические дневные стационары ● спе ...
Факторы определяющие перспективы образовательных компьютерных технологий
Наличие достаточно большого количества домашних компьютеров и потенциальных покупателей создают необходимые экономические предпосылки для развития образовательных компьютерных технологий на современном этапе. Не менее важным фактором, способствующим формированию и развитию рынка образовательных тех ...
Опыт деятельности по профориентации школьников Красноярского краевого
центра профессиональной ориентации молодежи
Практика показывает, что развернуть профориентационную работу с молодежью в должном объеме возможно только совместными усилиями органов образования, учебных заведений, предприятий, организаций и государственных учреждений. Одним из таких государственных учреждений, основная деятельность, которого н ...