Стержнем выстраивания системы религиозного образования сегодня является церковный приход, являющийся образцом «обучающего воспитания» (прот. В. Зеньковский). Другой характерной чертой является выстраивание литургического соборного единства прихожан. Полноценное религиозное образование в рамках приходской жизни предполагает соединение «веры и знания», организацию православного просвещения. Одним из важнейших направлений образовательной деятельности православных церковных приходов было и остается религиозно-нравственное воспитание и развитие детей, подростков и юношества на основе традиционных православных ценностей.
Чаще всего религиозное образование на приходе осуществляется через деятельность воскресной школы. Она «имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви». В настоящее время воскресную школу принято называть «церковно-приходская воскресная школа», хотя это не означает того, что занятия обязательно проходят по воскресеньям. Во многих школах обучение организуется по субботам перед всенощным бдением. После занятий устраивается отдых детей, а затем они идут в храм. Наиболее распространенными типами воскресных школ являются школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские.
Церковно-приходские воскресные школы являются «начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение». Из сформулированной цели, а также из обобщения опыта работы ряда современных воскресных школ Никитская Е.А. выделяет ряд задач их деятельности:
формирование православных представлений о Боге, мире, человеке;
воспитание благоговейного отношения к святыне;
изучение Евангелия и разъяснение Евангельского Благовестия, выработка навыка регулярного чтения Священного Писания;
разъяснение Символа Веры Православной Церкви;
понимание догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;
изучение истории Церкви, в т.ч. Русской Православной Церкви;
разъяснение учащимся содержания и смысла церковного Богослужения, учение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причащения;
обучение молитве домашней и церковной;
воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, необходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом;
разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни;
воспитание любви к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитания навыка заботы о болящих и бедных;
воспитание любви к родной земле, своей Родине, изучение ее истории;
приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, в т.ч. православной, к церковному искусству.
Таким образом, несмотря на то, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и изучение Закону Божию детей прихожан, в то же время немаловажной их функцией является воспитание благоговения и христианской нравственности, «культивирование» интереса к богословскому просвещению. Поэтому деятельность современных воскресных школ, как правило, не ограничивается только передачей информации о Священной и Церковной истории. Обучающимся в них предоставляется положительная, духовная, социально значимая система ценностей с тем, чтобы сами воспитанники ощущали нужность и важность своих занятий даже в среде неверующих детей. Воспитание в воскресной школе связывают с устроением жизни ребенка. Духовные понятия закладываются параллельно с теми занятиями, которые вызывают в них усердие и интерес.
Никитская Е.А., обобщив деятельность ряда воскресных школ, выделяет следующие наиболее популярные по степени распространенности и заинтересованности детей, а также наиболее педагогически эффективные и целесообразные направления учебно-воспитательной работы: просветительское, социальное служение, культурно-образовательное, военно-спортивное. Довольно распространены в воскресных школах кружки рукоделия для девочек и мастерские для мальчиков, но все это, конечно, зависит от конкретных условий того или иного прихода и храма. При многих школах создаются хоры, на сегодняшний день среди них есть такие, что по своему профессиональному уровню способны выступать с концертными программами.
К деятельности школ широко привлекаются родители, что способствует укреплению духовных связей между прихожанами храма, при котором действует воскресная школа. Учащиеся воскресных школ посещают богослужения, а также, по мере своих возможностей, деятельно участвуют в них, несут послушания в храме.
Смотрите также::
Уровни творчества в педагогической
деятельности
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества: -уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он ...
Коммуникативный подход – средство развития компетенции
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение языком как средством общения. Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями ...
Педагогические условия развития коммуникативных
способностей первоклассников в процессе образования
В данном параграфе нами были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Согласно гипотезе нашего исследования, а также результатам теоретической разработки проблемы развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе ...