Ш.А. Амонашвили замечает, что в специальной литературе до сих пор не дано четкого определения оценки и отметки, не проведена грань между этими двумя понятиями. Часто они используются как идентичные понятия.
«Разграничение сути понятий «оценка» и «отметка» нам представляется крайне важным для более глубокого рассмотрения психолого-дидактических, воспитательных и педагогических аспектов оценочной стороны традиционного обучения.
Вместе с тем оценка и отметка характеризуются своими особенностями и последствиями. Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Однако во что отметка превратится в дальнейшем, что она принесет ребенку, для которого была сотворена, это уже не зависящая от оценки действительность».
Многие рассматривают отметку просто как отражатель и фиксатор результата оценки, не обращая внимания на то, что на практике она становится для ребенка источником радости или горя. Учитель не имеет права игнорировать этот факт.
Амонашвили считал целесообразным выделить круг вопросов, которые помогут проследить путь возникновения отметки:
что такое оценка как процесс?
что мы оцениваем?
зачем оцениваются знания?
кто оценивает?
как происходит процесс оценивания?
как порождается отметка?
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – это выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой. Устанавливается: правильно ли выполнено задание, нет ли отклонений в формировании представлений и понятий, каковы уровень и качество умений и навыков. Учитель обычно произносит развернутое суждение, обосновывающее отметку.
Таким образом, оцениваются знания, умения, навыки, и объективность требуется именно с этой позиции. Старания и усилия ребенка, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности (запомнил ли он все со слов учителя или сидел дома за уроками до поздней ночи). Не учитывается и побудитель, заставивший ребенка приняться за учёбу – а мотивы приобретения знаний сильно влияют на отношения ребенка с другими людьми.
Целью оценки знаний должно быть выяснение пути их совершенствования, углубления, уточнения для активного включения детей в разностороннюю трудовую деятельность. Однако оценочная деятельность имеет вполне прозрачный подтекст поощрения и принуждения школьника к учению. Принято считать, что оценка и отметка способствуют усилению чувства ответственности, создают детям мотивацию к учебе. Однако на практике часто встречаются злоупотребления этим.
Ответ на вопрос «Кто оценивает?» может показаться однозначным: учитель. Но как он это делает? Считается, что учитель должен как бы на одну чашу весов класть результат деятельности ученика, а на другую – эталон, с которым этот результат сравнивать. Однако ребенок не понимает, как, например, работа, над которой он столько трудился, может быть оценена низко? Он огорчается и считает учителя не справедливым.
Кроме того, учитель неизбежно примешивает к объективной оценке свое субъективное знание ученика и отношение к нему: старателен ребенок или нет, насколько легко ему дается тот или иной вид деятельности и так далее. «Не может учитель поступить иначе: его опыт, знание им жизни, радостей и огорчений каждого ребенка обязательно влияют на оценку. Но не следует ли эту субъективность, которой всегда характеризуется оценочная деятельность педагога в начальных классах, рассматривать как проявление чуткой объективности в воспитании и обучении детей?»
Однако дети все равно не в состоянии постичь эту справедливость взрослого. У них своя точка зрения на оценку и свое понимание намерений учителя. Во многом отношение ребенка к оценке связано с его уровнем притязаний. Таким образом, мы должны начать с воспитания уровня притязаний, формирования навыков самоконтроля и самооценивания.
«Процесс порождения отметки обусловлен глубинными структурами обучения в целом. В чем же заключается генезис процесса оценки и порождения отметки, какова их взаимосвязь? Тут нам следует обратиться к некоторым основным положениям Б.Г. Ананьева по психологии педагогической оценки.
В процессе обучения Б.Г. Ананьев выделяет поток так называемых парциальных оценок. Они выступают в форме отдельных оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса, хотя и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще. Они относятся не к системе знаний и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку. Они являются парциальными в том смысле, что выделяются из ряда оценок типа учета успешности, завершающихся выставлением отметок. Парциальными оценками заполнен педагогический процесс. «Эта парциальная оценка оказывает не только действие в процессе работы, но и последействие, влияя на изменение отношений между школьниками внутри коллектива и между педагогами и школьниками, на формирование интересов, самооценок и т.п.». В парциальных оценках выделяют 3 группы, имеющие свои особые формы проявления». Это отрицательная, положительная и исходная парциальные оценки.
Смотрите также::
Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...
Рекомендации педагогам по использованию занимательного материала с детьми
разных возрастных групп
Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки ...
Назначение и функции системы каталогов и картотек
1. Система каталогов и картотек библиотеки обеспечивает выполнение всех функций библиотеки: комплектование, обеспечение сохранности и эффективности использования фондов, библиографическую, информационную и методическую работу. 2.Основными функциями системы каталогов и картотек являются: информацион ...