В групповом опросе вопросы обычно задают всей группе учащихся, при этом класс может быть разделен на несколько небольших подгрупп, и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли поставленный вопрос и приготовились к ответу на него, вызывают для ответа по одному учащемуся от каждой группы. Для того, чтобы группа и класс в целом слушали ответ своего одноклассника, необходимо использовать разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа и оценить (проанализировать) ответ (полноту, глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа на поставленный вопрос. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски ученика, но и тех, кто участвовал в обсуждении. Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов отвечающему у доски ученику. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
Также можно использовать в групповом опросе систему «Ученики – помощники», для этого класс разбивается на группы, и во главу каждой такой группы ставится ученик, который помогает и направляет работу всей группы. Это полезно как в практическом, так и в дисциплинарном плане, что важно как мы говорили, для ребят подросткового возраста. Каждый такой ученик, поставленный «за главного», назовем его помощником, ощущает ответственность за своих «подопечных», и для объяснения им того или иного решения должен сам глубоко вникнуть в суть материала. В эту роль полезно ставить каждого ученика, как сильного, так и слабого. Но со слабыми учащимися в этом случае работа более кропотлива, и требует больших сил от учителя. Таким образом, чтобы вызвать при текущем контроле познавательную активность учащихся всей группы при устной проверке, целесообразно сочетать как индивидуальный, так и фронтальный опросы.
Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить свою ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для исправления данной ошибки.
Рассмотрим следующий метод текущего контроля – письменный. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий, так как мы говорим о текущем контроле, то таким заданиями могут быть: вариативные самостоятельные работы, домашние работы, тесты. О них мы подробнее поговорим в следующих параграфах настоящей главы. Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Поэтому нашей задачей встает вопрос создания вариативных самостоятельных работ и ключами к этим работам, т.е. создание таблиц с кратким ответам на задание. Проверяя по таким таблицам, учитель уже сразу видит, правильно ли решена задача. Если нет, то учитель уже разбирает сам ход решения. Практический же контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы.
Смотрите также::
Диагностическая работа по определению изменения уровня развития
коллективизма
Цель:
выявить изменился ли уровень развития коллективизма у школьников, проанализировать поделанную работу, направленную на формирование и коррекцию данного чувства у учащихся. Для проведения диагностической работы были взяты те же две группы детей по десять человек: экспериментальная и контрольная ...
Когнитивная сфера младшего школьника
Когнитивная сфера - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепто ...
Некоторые теоретические подходы к определению понятия
"познавательный интерес"
Проблема интереса в современной науке представлена с различных позиций. В исследованиях М.Ф. Беляева15, А.А. Невского изучается психологическая природа интереса; в работах Ю.К. Бабанского16 познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Познавательный интерес рассматривается В.Н ...