Развитие рыночной экономики, появление разных форм собственности, конкуренция на рынке труда требуют некоторого переосмысления подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности, социальной защищенности.
Процесс формирования знаний в новых социальных условиях характеризуется рядом противоречий. Они вызывают необходимость усиления внимания школы к подготовке социально защищенного выпускника, способного к принятию ответственных решений, умеющему защищать свои права и экономические интересы:
– между потребностью человека в выборе профессии и отсутствия необходимых знаний о себе, о профессии, о рынке труда;
– между стремлением молодежи к раннему включению в самостоятельную трудовую деятельность и трудностями осуществления этих намерений вследствие ее трудовой, экономической и правовой неподготовленности;
– между характером требований, предписаний, норм, обусловленных новой социальной ролью внутренней неподготовленностью личности к их выполнению;
– между изменениями жизненной ситуации и деятельностью возникновения соответствующих качеств личности.
В настоящее время усилено внимание на устранение этих противоречий.
Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан до 2010 года совершенствование содержания образования будет проводиться путем внедрения нового Национального стандарта среднего образования, ориентированного на результат и регулирующего выход через конкретизацию системы ожидаемых результатов обучения.
Будет осуществлен принципиально новый подход к построению третей ступени образования – «обучение на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования». Приоритетным направлением деятельности старшей ступени является введение профильного обучения по социально-гуманитарному, естественнонаучному, техническому и другим направлениям для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся, с учетом особенностей их индивидуальных способностей. Профильное обучение призвано способствовать преодолению противоречия между острой потребностью производства в современном высококвалифицированном специалисте с одной стороны и недостаточной подготовленностью выпускников к успешной профессиональной деятельности – с другой. Выбор направления профиля, наполнение его определенным содержанием становится прерогативой учебных заведений.
На сегодняшний день рынок труда региона складывается таким образом, что конкуренцию выдерживают те, кто наиболее квалифицирован, владеет современными технологиями, имеет опыт производственной деятельности.
В этих условиях подготовка кадров имеет немаловажное значение.
Профессионально-образовательную подготовку молодежи Экибастузского региона осуществляют 10 учебных заведения, из них 3 высших, 5-среднеспециальных, 2-профессиональные школы, 6 учебных центров по подготовки кадров. Внутрипроизводственные учебные пункты на 4 предприятиях (ТОО «БАК», ТОО «ЭТЦ», ТОО «ЭТС», разрез «Восточный»), осуществляют качественную и системную переподготовку работников по 155 специальностям, которые только частично удовлетворяют потребность рынка труда в квалифицированных кадрах.
По данным Отдела занятости потребность в специалистах на крупных предприятиях (ТОО «БАК», АО «Горэлекторсеть», ГКП «Экибастузсу», ТОО «Промсервис – Отан», АО «Станция ЭГРЭС-2», ТОО «ЭТЭЦ», ТОО «Ремстрой») составит 826 человек, из них с высшим образованием 5,4%, или 45 человек, и 94,6% со средним и начальным профессиональным образованием. Ежемесячно в отдел занятости работодателями представляется свыше 300 вакансий, в составе которых спрос по рабочим специальностям более 85%.
Вместе с тем, анализ трудоустройства выпускников прошлых лет показывает, что даже при наличии вакансий трудоустройство выпускников затруднительно. Основными причинами отказа в приеме на работу являются недостаток опыта работы и профессиональных навыков. Сейчас многие работодатели готовы обучать и подготавливать молодых специалистов, чтобы те закрепились на предприятии. Многие организации предоставляют большой социальный пакет. Поэтому сегодня вопрос трудоустройства молодежи стоит уже не так остро. Хотя до полного решения проблемы еще далеко. Испытывают затруднение при поиске работы молодые люди, имеющие профессии, которые сегодня в избытке на рынке труда. Это экономисты, бухгалтера, финансисты и юристы. То есть спрос на эти профессии сегодня значительно меньше, чем предложение,
Смотрите также::
Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольник
Продуктивная деятельность – деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью ...
Лечебная физкультура при нарушениях осанки и сколиозе
Если во время осмотра детей врачом выявляются нарушения осанки и сколиоз, таким детям рекомендуется лечебная физкультура и массаж. Все упражнения и массаж проводятся с последующим обучением близких родственников. Одностороннее использование каких - либо средств редко дает желаемый результат. Лечебн ...
Творческий замысел
Мой проект задумывался как интерактивная игра для детей. В жанровом отношении это квест. Квест (англ. quest — поиски) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор котор ...