Идея коллективизма возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества, т.к. в этом появилась крайняя необходимость. Около трех миллионов лет назад появились первые предки человека, и с тех пор начался процесс развития и воспитания, который, как и все другие формы существования человека пробивался через животнообразные формы в условиях формирования социума.
Переходу коллективного образа жизни к чувству коллективизма способствовал труд. Труд приводил в движение все естественные силы человека и постепенно люди поняли, что коллектив это единственно верный путь развития. В древних общинах совершенствовались коллективно-групповая хозяйственная деятельность.
Общая эволюция коллективной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни. Стали появляться постоянные стойбища, создавались более благоприятные условия роста численности детей, удлинения периода детства, сохранения жизни трудоспособных стариков.
В заботе старших о подрастающем поколении происходят качественные изменения, воспитание детей становиться коллективным делом, а представители старшего поколения выступают в роли педагогов. Происходит зарождение самых примитивных форм воспитания, где главную роль играет окружающая ребенка социальная среда, в которой коллектив является основной формой жизни. Однако специально организованное воспитание в ранних периодах отсутствует.
Жизнь в суровых условиях общины заставляла детей рано взрослеть, к 13 годам они уже вступали во взрослую жизнь. Заботясь о физической закалке детей и передовая опыт коллективно-хозяйственной деятельности, выработались и накопились средства обучающе-воспитательного направления: обряды, игрушки, талисманы, фигурки животных из кости и мягких пород дерева.
С помощью таких игрушек дети знакомились с игрушками коллективной охоты, что являлось своеобразным средством их наглядного обучения с распределением ролей. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалось и своего рода программа обучения, включавшая объем знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу воину. А для девочек – домоводство, ткачество и т.д.
Предусматривалось так же физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка.
Постепенно выделялась категория лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения. Воспитание и обучение в форме цивилизаций исторически предваряли школьное обучение. В условиях разложения первобытнообщинного общества, зародились предпосылки для появления частной собственности, имущественного и социального расслоения. Имущество семьи наследовалось детьми. Расширялся кругозор знаний, в области воспитания произошли весьма существенные изменения.
Усложнение производства, разделение труда и выделение ремесел определили необходимость специализированного профессионального обучения. Начался процесс класообразования и концентрации имущества в собственности семьи. Она становиться достоянием семьи и тщательно охраняется. Семья ремесленника – мастера, становится центром профессионально-ремесленного ученичества. В этом случае размер коллектива сужается до семьи.
Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и даже государственным контролем. Так, в «Уставе князя Ярослава» предусматривалась ответственность родителей за подготовку детей к будущей жизни. Обучение грамоте осуществлялось в частных училищах, учителями были дьяки, грамотные ремесленники, отставные воины, торговцы. В таких школах дух коллективизма практически отсутствовал, дети собирались вместе для изучения грамоты, дети редко общались за пределами училищ.
К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит. Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Но таким же важным он считал обучение, в обществе рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении к учащимся. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, не музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель – стыду». Однако, Демокрит советовал добиваться педагогических результатов ни одним лишь принуждением. Он предлагал формировать те стремления постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности и в некоторой степени чувство коллективизма. Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых-софистов ( V – IV в.в. до н.э.). Софисты, т.е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Крупнейшими представителями философии софистов являлся Сократ. В своей педагогической практике Сократ довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учеником. Именно в диалоге и совместно с учеником он искал истину. Проблеме коллектива и коллективизма Сократ внимания не уделял. Его беседы были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник находились в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ни чего не знаю». Виднейшим философом античности, являлся Аристотель (384 – 322 до н.э.). Аристотель придавал первостепенное значение общественному государственному воспитанию. Однако он был против упразднения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона. По Аристотелю семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства – полиса. Семейное и общественное воспитание должны находится в соответствии друг с другом как часть и целое. Воспитание подрастающего поколения является основной задачей школы. Аристотель оказал громадное влияние на педагогическую мысль античности и средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Смотрите также::
Содержание и организация занятий в старшей группе
детского сада на прогулке
Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний среди воспитанников дошкольных учреждений. Физкультурны ...
Методы развития творческого потенциала
Известны некоторые способности и навыки гениев: • Использование системного мышления. Одним из наиболее существенных паттернов гениальных людей является способность мыслить "системно", а не "механически". Ментальные стратегии обычно позволяют им отследить целые системы взаимодейс ...
Арт-терапия: история и современность
Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины – арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» ( art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Принципы воздействия произведений искусства на людей интер ...