Новое в педагогике » Внеклассная работа по литературе как средство личного развития » Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Страница 1

Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературы.

Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).

Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарь литературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

Важно то, что изучение подобных произведений – благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана – сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научной фантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».

Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм по отрывку из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир».

Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельных кадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии с эпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случае это отрывок из романа.

Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующее сопровождение из текста.)

1) Какие же эпизоды являются ключевыми?

(Класс выделяет ключевые эпизоды.)

- Сон в палатке. Мысль о прогулке.

- Прогулка по ночному лесу.

- Встреча с животными у водопоя.

- Стегозавр!

-Бегство.

- Падение в яму.

- Куда же делись мои спутники?

2) Выразительное чтение эпизодов в нужной последовательности.

3) Разделим класс на две группы.

1 группа художники-иллюстраторы.

2 группа редакторы-сценаристы.

Задача для первой группы: проиллюстрировать отобранные эпизоды в точном соответствии с текстом.

Задача для второй группы: проследить за соответствием содержания рисунков с текстом.

Подобрать нужные цитаты и правильно их оформить.

( Роль учителя – корректировка деятельности учащихся.)

3. Работа в группах.

4. Монтаж диафильма:

а) Сверение с текстом выполненных иллюстраций;

б) Правильность оформления цитат.

5. Выводы:

Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?

Каким человеком выглядит Мелоун? (Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.) Подтвердите свои ответы примером из текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Модернизация содержания школьного исторического образования в начале 1960-х - конце 1980-х гг
Период 1960-х - 1980-х гг. характеризуется временем совершенствования теории и практики обучения истории в школе Практика жизни - дальнейшее развитие научно - технической революции(многие авторы считают более приемлемым термин «научно-технический прогресс») в целом мире и в нашей стране в частности ...

Установление начального уровня развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента
В исследовании принимали участие дети 6 – 7 лет – 12 человек. Все дети были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В каждую группу вошло по 6 детей. Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы использовали три направления: 1. Проверку кинетического ...

Возрастные особенности мышления
Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru