Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.
Воспитательный потенциал литературы воспринимается учениками, если учитель на уроке создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, насколько ребята осознают воспитательное значение наследия классической русской и зарубежной литературы, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.
В ходе экспериментального исследования по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения литературы исследователи предложили учащимся 9-х классов ответить на вопросы: «Как Вы относитесь к такому высказыванию: «Искусство не решает вопросов – оно ставит их перед человеком» (А. Тарковский); «Можно ли считать, что литература «учит жизни»? «Что дает мне литература»; «Какой писатель и почему мне нравится больше всего».
Вот как ребята, учащиеся 9-го класса средней общеобразовательной школы №1 г. Павловского Посада Московской области отвечают на эти вопросы:
«С высказыванием А. Тарковского я согласен. Искусство бывает разное: искусство кино, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, литература. Иногда посмотришь фильм, прочитаешь книгу и задаешь себе вопросы, как бы я повел себя на месте героев, правильно ли они поступают. Вообще искусство заставляет задумываться о многом. Литература «учит жизни». Из книг можно почерпнуть много интересного и поучительного, что может пригодиться в жизни. Без литературы мы бы не знали историю нашей страны, не знали бы о Великой Отечественной войне, о наших далеких предках. Литература дает мне ответы на многие вопросы, например что, будет с человеком, если он будет бездумно расходовать природные ресурсы» (Павел Д.)
«Я отношусь к высказыванию А. Тарковского с пониманием. Литература создана для того, чтобы заставлять людей думать и анализировать происходящее. Люди, которые думают иначе, просто не читали книг или же читали их без души и удовольствия. Это неправильно, ведь все книги содержат информацию, необходимую человеку в большей или меньшей степени, поэтому заинтересованный человек читает книгу и вовлекается в события этой книги, а незаинтересованный – наоборот. Мы, школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы. Литература помогает нам в образовании характера, формировании личности. Книги развивают нашу фантазию, полноту ощущений, наши эмоции. При чтении книг человек набирается доброты, и у него появляется намного больше шансов научиться отличать добро от зла, да и вообще человек, читающий больше, на мой взгляд, подготовлен к жизни лучше, чем человек, не читающий книг. Мне нравятся писатели, которые вкладывают душу в свои произведения и пишут их для читателей, а не для самоутверждения» (Юрий Б.).
«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературном произведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовно развиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро, а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, я научилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородству и духовности. Мой любимый писатель – Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно я прочитала его произведение «Собачье сердце». Больше всего в этом произведении мне понравились юмор и сатира писателя. В данный момент я читаю его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читаю, то не могу оторваться от книги. Мне очень нравится, как писал свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков» (Анастасия П.).
Смотрите также::
Выбор объекта деятельности
В наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обраб ...
Головные уборы
Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы ...
Творческий замысел
Мой проект задумывался как интерактивная игра для детей. В жанровом отношении это квест. Квест (англ. quest — поиски) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор котор ...