Разнообразного рода препятствия, которые могут встретиться в процессе профессионального самоопределения, отмечают около 92% старшеклассников. Самыми распространенными являются: между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности; между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой; между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой, между уровнем притязаний и реальными возможностями, между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.
Успех молодого человека в профессиональном самоопределении зависит от того, как он для себя разрешит эти возникающие проблемы, решение которых зависти от соотношения социальных и личностных факторов. Я.В. Дидковская выделяет несколько возможных вариантов профессионального самоопределения:
· Внутриличностная неадекватность: возникает при неадекватной самооценке, когда профессиональные интересы вступают в противоречия с профессионально-значимыми свойствами. В этом случае человек, выбрав себе ту или иную профессию, испытывает трудности при поступлении в учебное заведение профессионального образования, а потом и в адаптации к трудовой деятельности.
· Доминирование саморефлексии: интересы личности подкрепляются ее индивидуальными свойствами, но противоречат социальным требованиям. В такой ситуации, после получения профессии, молодому специалисту трудно устроиться на работу по приобретенной профессии.
· Несамостоятельный выбор: в этой ситуации самоопределение, как принято его понимать, отсутствует, так как человек при выборе ориентируется на мнения и желания других людей, а не на свои склонности и потребности. Как правило, исходом этой ситуации является потеря интереса к профессиональной деятельности.
· Адекватное самоопределение: характеризуется успешным согласованием своих потребностей и интересов со способностями, свойствами и требованиями общества.
Специалист по профессиональной ориентации может решать возникшие у школьников трудности несколькими способами или путями. Принято выделять 3 пути их решения: проблема решается вместо клиента, когда клиент занимает пассивную позицию; возникшая проблема решается совместно с клиентом, когда специалисту-профориентатору удается построить взаимодействие с клиентом в стиле сотрудничества или диалога; постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать возникшие проблемы и противоречия, когда старшеклассник становится субъектом профессионального самоопределения. Наиболее эффективным и продуктивным путем достижения адекватного профессионального самоопределения считается третий путь. Но для его реализации, как правило, необходимо организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне.
Таким образом, в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов. На каждом из этих этапов он может столкнуться с определенными проблемами, совершить ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. К таким проблемам можно отнести следующее: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане; несвоевременность выбора; стремление полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии; отсутствием полного представления о проблемной ситуации; избирательное отношение к информации о сфере труда; предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии; увлечение только внешней стороной профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок. Успех в молодого человека в профессиональном самоопределении зависит от того, как он для себя разрешит эти возникающие проблемы. Выделяет несколько возможных вариантов исхода профессионального самоопределения: внутриличностная неадекватность, доминирование саморефлексии, несамостоятельный выбор и адекватное самоопределение. Специалист-профориентатор должен построить свою работу с школьником таким образом, что бы тот стал полноценным субъектом профессионального самоопределения. Что, как правило, приводит к адекватному профессиональному самоопределению, которое в свою очередь и является основной целью работы специалиста по профессиональной ориентации.
Смотрите также::
Выявление условий развития познавательного интереса учащихся
с отклонениями в поведении
В психолого-педагогической литературе (С.Я. Беличева, И.А. Невский, А.Г. Хрипкова, В.Г. Степанов) наиболее конфликтогенным периодом в возрастной периодизации отмечен подростковый возраст. Так называемый "переходный период" (И.П. Брязгунова, Е.С. Иванов) имеет свои особенности не только со ...
Структура темы «Основы термодинамики»
Структура: Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергии, количество теплоты и работа в термодинамике. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный проце ...
Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях ...