С. Л. Рубинштейн утверждает – эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и от других особенностей личности учащегося. У детей 7-10 лет формируется наблюдательность, хотя они и допускают ошибки, путают буквы, цифры. Это объясняется главным образом состоянием детского восприятия- оно в это время характеризуется как нерасчлененное.
Для младшего школьника характерно наличие непроизвольного внимания. Школьник еще не способен сам управлять своим вниманием. На первых этапах в этом возрасте цели деятельности перед учеником ставят взрослые (учителя, родители). Если появляется необходимость, они же могут помочь в достижении целей. Развитие произвольного внимания происходит в направлении и от выполнения целей, которые перед ними ставят взрослые, к целям, которые определяет себя сам ученик и потому их выполнение сам же и контролирует.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще", – напоминал К. Д. Ушинский. В основе мышления школьника лежат знания, приобретенные в школе. Ребенок овладевает умением выполнять операцию в "умственном плане". Происходит обогащение содержания его понятий, ребенок узнает множество свойств и признаков.
Все сказанное позволяет сделать вывод. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Всем богатством языка ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.
В педагогическом словаре сказано: речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и т. д.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
На наш взгляд речь ребенка младшего школьного возраста, как форма общения (коммуникативной деятельности), посредством языка играет главную роль в межличностным взаимодействии со сверстниками, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Хорошо развитая речь для младшего школьника – средство успешного обучения в школе.
По мнению А. А. Леонтьева: "Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержания акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения- то будет неэффективным".
Анализ вышесказанного подтверждает, что речевая деятельность всегда связана с общением людей, чтобы это общение протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них определенных норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.
Как и многие другие правила, установленные людьми, эти нормы ребенок усваивает преимущественно практическим путем, перенимая опыт старших, выполняя их различные наставления (например: "Скажи "спасибо"!", "А "пожалуйста" забыл?").
А. А. Леонтьев, продолжая мыслить, говорит, немаловажным значением для развития детей младшего школьного возраста является стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности. Усиление такой мотивации для дальнейшего развития приносит двойную пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных способностей ребенка – это напрямую касается такого важного личностного качества, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку, так как, характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет слова оценки взрослых.
По мнению С. Л. Рубинштейна, важную роль играет самооценка младшего школьника и уровень ее сформированности. В младшем школьном возрасте – это ведущий мотив, побудитель активности ребенка. От самооценки во многом зависит, какие проявления собственного "Я" ребенок считает наиболее значимыми, какие личностные качества он в себе ценит, каково содержание его волеизъявления и насколько он готов проявлять социально значимую активность по отношению к другим людям. Социально-значимые качества, в том числе гуманность, приобретают для младших школьников личностный смысл и являются частью содержания их самооценки.
Смотрите также::
Понятие образовательной
системы, ее свойства
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Под систем ...
Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...
Педагогические основы воспитания и развития
глухонемых детей
Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца. ...