Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Характеристика психологических особенностей младших школьников

Характеристика психологических особенностей младших школьников

Страница 2

С. Л. Рубинштейн утверждает – эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и от других особенностей личности учащегося. У детей 7-10 лет формируется наблюдательность, хотя они и допускают ошибки, путают буквы, цифры. Это объясняется главным образом состоянием детского восприятия- оно в это время характеризуется как нерасчлененное.

Для младшего школьника характерно наличие непроизвольного внимания. Школьник еще не способен сам управлять своим вниманием. На первых этапах в этом возрасте цели деятельности перед учеником ставят взрослые (учителя, родители). Если появляется необходимость, они же могут помочь в достижении целей. Развитие произвольного внимания происходит в направлении и от выполнения целей, которые перед ними ставят взрослые, к целям, которые определяет себя сам ученик и потому их выполнение сам же и контролирует.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще", – напоминал К. Д. Ушинский. В основе мышления школьника лежат знания, приобретенные в школе. Ребенок овладевает умением выполнять операцию в "умственном плане". Происходит обогащение содержания его понятий, ребенок узнает множество свойств и признаков.

Все сказанное позволяет сделать вывод. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Всем богатством языка ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.

В педагогическом словаре сказано: речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и т. д.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

На наш взгляд речь ребенка младшего школьного возраста, как форма общения (коммуникативной деятельности), посредством языка играет главную роль в межличностным взаимодействии со сверстниками, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Хорошо развитая речь для младшего школьника – средство успешного обучения в школе.

По мнению А. А. Леонтьева: "Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержания акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения- то будет неэффективным".

Анализ вышесказанного подтверждает, что речевая деятельность всегда связана с общением людей, чтобы это общение протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них определенных норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.

Как и многие другие правила, установленные людьми, эти нормы ребенок усваивает преимущественно практическим путем, перенимая опыт старших, выполняя их различные наставления (например: "Скажи "спасибо"!", "А "пожалуйста" забыл?").

А. А. Леонтьев, продолжая мыслить, говорит, немаловажным значением для развития детей младшего школьного возраста является стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности. Усиление такой мотивации для дальнейшего развития приносит двойную пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных способностей ребенка – это напрямую касается такого важного личностного качества, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку, так как, характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет слова оценки взрослых.

По мнению С. Л. Рубинштейна, важную роль играет самооценка младшего школьника и уровень ее сформированности. В младшем школьном возрасте – это ведущий мотив, побудитель активности ребенка. От самооценки во многом зависит, какие проявления собственного "Я" ребенок считает наиболее значимыми, какие личностные качества он в себе ценит, каково содержание его волеизъявления и насколько он готов проявлять социально значимую активность по отношению к другим людям. Социально-значимые качества, в том числе гуманность, приобретают для младших школьников личностный смысл и являются частью содержания их самооценки.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Использование метода беседы для развития самостоятельности учащихся на уроках ботаники в v классе
лабораторный практикум ботаника самостоятельный беседа Применению метода беседы в учебном процессе уделяли внимание многие дидакты и методисты. В помощь учителю приводились рекомендации по составлению и постановке вопросов беседы, ходу логических рассуждений. Давалась и классификация беседы: вводна ...

Функции воображения и его развитие
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что челове ...

Планировка учебного класса для подготовки ЭВМ
1. Место инструктора 2. Центральный блок хранения учебных элементов 3. Центральное место хранение инструментов 4. Экран доска 5. Рабочее место учащегося 6. Ксерокс 7. Сканер 8. Принтер Учебный элемент Наименование: Создание графических изображений с помощью редактора Paint. Профессиональная область ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru