Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Процесс формирования навыков устного выступления оратора

Процесс формирования навыков устного выступления оратора

Страница 1

На уроках русского языка и литературного чтения ребёнок учится устному выступлению, общению.

Основной вид человеческой деятельности – речь монологическая, диалогическая.

Учащиеся начальных классов необходимо научить устной речи. А чтобы это сделать, учителю нужно знать очень многое, что касается устной речи. Диспенсеры для мыла автоматический диспенсер для жидкого мыла.

Что же такое устная речь?

Устное выступление – это речь, произносимая не письменно.

Устная речь – речь в акустическом коде. В отличие от письменной речи, она моментальна, одноразова, не подготовлена – импровизируется, ей свойственна быстрота реакции в диалоге, богатые возможности выразительности. Устную речь считают первичной по отношению к письменной.

Существует достаточно много литературы, посвящённой теме устного выступления.

П. Сопер считает, что «разумное устное обращение коренным образом отличается от письменного. Оно во многих отношениях более жизненно. В нём есть лицо говорящего и есть слушатели, занятые обсуждением особого вопроса по тому или иному поводу. Речь не обращена в пустоту».

Устная речь обладает значительным арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слова в устной речи в той или иной степени сопровождаются интонацией, мимикой, жестами. Эти средства устной речи выполняют важную функцию: через них говорящий передаёт своё отношение к предмету речи, а также то, что нельзя передать одним словом.

Также устная речь обладает ещё одной особенностью – импровизированностью. При произнесении устной речи можно составить предварительный план, можно ясно представить, о чём говорить, можно даже написать речь, но когда придёт время выступать перед аудиторией, нужно будет на ходу подыскивать слова, в значительной степени импровизировать. А так как «слово не воробей: вылетит – не поймаешь», то надо выразить свои мысли возможно более правильно и точно. А это очень трудно для неопытного оратора.

Третья особенность устной речи – непосредственность общения оратора со слушателями. Устное выступление может быть монологическим или диалогическим, но устная речь всегда рассчитана на слушателей.

Отличительными признаками устной речи являются: стремление оратора к выразительности, импровизированность и непосредственность общения со слушателями, которые создают основу для своеобразия в словесном оформлении и в композиции словесного материала в целом.

В «Методике обучения русскому языку» рассматривается вопрос о речевой деятельности. Известно, что продуктом речевой деятельности в любом акте является высказывание. К речевому оформлению высказывания предъявляются следующие требования:

1. Речь должна быть содержательной.

2. Речь должна быть логически последовательной.

3. Речь должна быть ясной, то есть доступной для понимания воспринимающего.

4. Относительно богатой языковыми изобразительно-выразительными средствами.

5. Правильной в грамматическом отношении.

6. Речь должна быть точной.

7. Речь должна быть чистой.

8. Речь должна быть выразительной.

Эти требования любой оратор должен хорошо знать, чтобы приготовить свою речь, а затем ярко выступить.

Существуют различные типы устных выступлений. Поль Сопер выделяет их в зависимости от общей цели.

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдётся без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представить себе, какая же из общих установок является преобладающей и в соответствии с этим строить свою речь.

Поль Сопер приводит разные типы устных выступлений (развлекательная речь, информационная речь, убеждающая речь, призывающая к действию речь), но в практике школы наиболее часто используют два типа устных выступлений:

Информационная речь. Задача информационной речи не только пробудить интерес, любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элеме ...

Современное дошкольное образование
Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов развития личности. В ...

Ценностные аспекты межкультурной коммуникации, как фактор консолидации современного общества в процессе изучения иностранных языков в ВУЗе
По определению А.П. Садохина межкультурная коммуникация – есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Определение межкультурной коммуникации объясняется самим же термином: это общение людей, представляющих разные культуры. ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru