Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Процесс формирования навыков устного выступления оратора

Процесс формирования навыков устного выступления оратора

Страница 2

Повествование – это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придаёт им наглядный вид, как на картинке; объяснение показывает, каков предмет в действительности или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Ощущение движения, вызываемое повествованием, конкретность, характерная для описания и закономерный порядок, присущий объяснению, - наиболее важные черты речи, имеющей призывательное значение.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного.

В информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызвать спора: верить или не верить и что делать.

б) она должна вызывать пытливость.

Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, надо умением или сознанием поставить их.

в) речь должна удовлетворять запросы слушателя.

Нужно отвечать на все вопросы слушателей так, чтобы ответ удовлетворял аудиторию.

г) сообщение должно быть актуальным.

В основе интересов слушателя лежат факты, их значение, процессы, принципы и события сами по себе. Но интересы могут возникать и в связи с практическими вопросами, поскольку они имеют непосредственное отношение к занятиям слушателя, его домашнему быту, религии, отдыху, к политическим взглядам или его общественной жизни.

2. Убеждающая речь.

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что нет). Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но её интересный характер – в самом вопросе или в его спорности. Интерес, который оратор должен вызвать, если он ещё не возник у слушателя, можно определить вопросом «Чему же верить?» или «Что делать?». Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представляющей реального или потенциального интереса, или обсуждают вопрос, который не в состоянии разрешить или хотя бы помочь его разрешению. Как же избежать таких ошибок?

Нужно выбирать действительно спорные вопросы.

Выбирая тему для выступления, нужно быть уверенным, что удастся в неё внести нечто конструктивное и новое, о чём уже давно не слышала аудитория.

Выбирать содержательную тему

Люди хотят, чтобы их развлекли и познакомили с новыми предметами, которые интересны или сами по себе, или благодаря остроумной и увлекательной форме изложения. Но вопросы, касающиеся убеждений, по своей сущности практичны и серьёзны.

Многие вопросы настолько далеки от слушателей, что представляют чисто академический интерес. Всё же люди склонны думать, что если даже обсуждение вопроса ни к чему не приведёт, то он в какой-либо степени непосредственно их касается.

Нужно выбирать только разрешимые вопросы.

Это вовсе не значит, что вы сможете в одной речи разрешить любой обсуждаемый вопрос. Но вы должны что-нибудь сделать для возможного разрешения. Некоторые содержательные вопросы неразрешимы, поскольку ещё отсутствуют фактические и поддающиеся учёту данные. Если остановиться на проблемах, которые основываются только на теориях, нужно позаботиться о том, чтобы они вызывали интерес, были правдоподобными и тем самым оправдали выбор.

Таким образом, выбирая тему для устного выступления, нужно знать цель и в соответствии с этим строить свою речь.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся
Проблемы эффективности педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. В нашей работе, мы, для начала, попытаемся ответить на вопрос: почему учителя общаются с детьми по-разному, почему у них складываются и с каждым отдельным учен ...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru