В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это суждающую функцию понимание направленности обучение упускает из виду, что и речь, и связанно с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностей сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучение предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функции процесса обучения являются его свойствами и обуславливают комплексную реализация всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащихся.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательною, развивающую и воспитывающую.
Образовательная функция: состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников ЗУН, опыта творческой деятельности.
В соответствии с образовательной функцией в обучении знания обнаруживаются в умениях ученика и, следовательно, образование состоит не только в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его средства, инструменты познавательной деятельности. Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Развивающая функция обучение обозначает то, что в процессе обучения, усвоение знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие проходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребно- мотивационной области.
Очень важно, что бы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающую мира: пространство, свет, цвет, звук, то есть что бы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств. Все учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Воспитательная функция: состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые.
Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал.
Вторым фактором воспитания в процессе обучения является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников.
Для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания.
Следует иметь ввиду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот : без определенного уровня воспитанности, желание ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятие учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.
Смотрите также::
Игра как средство обучения самостоятельности
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудово ...
Критерии
эффективности общения преподавателя и учащихся
Проблемы эффективности педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. В нашей работе, мы, для начала, попытаемся ответить на вопрос: почему учителя общаются с детьми по-разному, почему у них складываются и с каждым отдельным учен ...
Проблемы современной арт-педагогики
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика ...