В последние годы учеными, разрабатывающими различные аспекты проблемы формирования творческого саморазвития студентов, были предложены разнообразные подходы к выявлению педагогических условий, способствующих совершенствованию этого процесса в условиях модернизации высшего профессионального образования.
Так, Д.А. Хабибулин предлагает ряд условий для кого саморазвития студентов университета на основе индивидуализации обучения. К ним, по его мнению, относятся следующие условия:
- проведение трехэтапной психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе и распределение студентов по типологическим группам;
- актуализация субъективной позиции студентов посредством инициирования их рефлексии, стимулирования личностных достижений и включения в личностно-значимую деятельность;
- гибкое использование традиционных и инновационных методов обучения (интерактивных, программированных, проблемных) с учетом организованных типологических групп. Минакова Т.В. рассматривает педагогические условия в качестве наличия обстоятельств, способствующих развитию творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения. Можно выделить следующие условия:
1. когнитивные:
интенсификация процесса обучения и усвоения знаний;
обеспечение вариативности содержания обучения в контексте деятельности будущего специалиста;
2. аксиологические:
стимулирование мотивации достижения в овладении иностранным языком;
формирование ценностного отношения студента;
аксиологизация знаний в процессе изучения и формирование ценностных установок на познавательную самостоятельность;
3. праксиологические:
моделирование в учебном процессе ситуаций самостоятельной познавательной деятельности с целью развития интеллектуально-познавательных умений: поисковые, лингвистические, информационно-аналитические, креативные, рефлексивные;
актуализация межсубъектных отношений посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества.
Многообразие точек зрения по данной проблеме объясняется тем, что выделенные условия охватывают лишь отдельные стороны формирования творческого саморазвития студентов в вузах.
Процесс формирования любого личностно-деятельностного качества носит поступательный поэтапный характер, где любая предшествующая стадия представляет собой подготовленную ступень к последующей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения творческого саморазвития показал - в качестве одного из необходимых условий ее эффективного формирования выступает выявление уровней развития данного качества.
Некоторые исследователи различают три уровня сформированности творческого саморазвития у студентов. Их можно применить и к студентам дистанционной формы обучения: низкий, средний и высокий. Основными критериями для их выявления являются: наличие познавательных мотивов и потребностей, усвоение системы знаний об организации самостоятельной познавательной деятельности, сформированность интеллектуальных умений, сформированность умений и навыков учебного труда, сформированность специальных предметных умений и навыков, сформированность регулятивных качеств.
Творческое саморазвитие как интегративное качество личности определяется мотивами, установками, целями конкретной личности и является одним из главных источников активности, придающих деятельности направленность, силу и субъективную значимость. В исследовании мы исходим из предположения о том, что процесс формирования творческого саморазвития у студентов, обучающихся по дистанционной форме, будет протекать более эффективно, если в ходе этого процесса будут учитываться индивидуально-личностные особенности обучающихся и осуществляться постоянный поиск, оценка, обновление приемов и способов самостоятельной познавательной деятельности. Вышеизложенное позволяет включить инновационную направленность в формировании творческого саморазвития у студентов, обучающихся по дистанционной форме в педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования творческого саморазвития у студентов обучающихся по дистанционной форме.
Смотрите также::
Управление
самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...
Педагогические системы в современном педагогическом
знании
Существуют следующие основные определения понятия «педагогическая система». Спирин Л.Ф. определяет педагогическую систему как всякое объединение людей, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи. Второе определение: педагогическая система – всякое объединение людей, где ...
Психолого-педагогические основы формирования
экономической культуры младших школьников
Обстоятельная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей ...