В настоящее время Российское государство, продолжая оставаться светским при гарантированной свободе совести и вероисповедания, допускает существование негосударственных конфессионально-ориентированных учебных заведений. Профессиональная сфера православной педагогики к настоящему времени включает два основных вида образовательных учреждений:
- духовные, нацеленные на осуществление главным образом религиозного обучения и просвещения (воскресные школы, духовно-просветительские центры, духовные семинарии и академии, богословские курсы);
- светские учреждения, ведущие образовательную деятельность на основе религиозного мировоззрения (православные детские сады, школы, гимназии, лицеи, вузы, теологические отделения и кафедры теологии в светских вузах) (прот. В. Воробьев).
Опыт их работы позволяет утверждать о сохранении сложившейся специфики профессионально-педагогической деятельности в рамках православной культурной традиции. Со стороны общественных требований она характеризуется нацеленностью образования на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности, что, в свою очередь, влечет за собой синтез религиозных и научных знаний, христианской нравственности в содержании образования.
Отбор и структурирование знаний в образовательных системах, сообразных православной педагогической культуре, носит аксиологическую направленность, отвечающую ценностям православной культуры. Образование нацелено на то, чтобы дать человеку объективную картину основных мировоззренческих концепций, касающихся смысла жизни и тех аргументов, которые обосновывают каждую из них. Обязательным считается привитие обучающимся норм нравственности, создание вокруг ребенка благоприятной духовной атмосферы.
В этих образовательных учреждениях соблюдается здоровая консервативность, преемственность в отношении к педагогическому наследию, направленная на сохранение национальной идентичности. Ведущим способом создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики является организация образования как целенаправленного способа приобретения ценностей православного вероучения и культуры. Приоритетной нацеленностью педагогических воздействий является религиозно-нравственное воспитание личности, сообразное традициям православной культуры в целом. Главными средствами его реализации являются участие обучающихся в богослужениях и таинствах Церкви, изучение основ православного вероучения и культуры, включение учащихся в нравственно-ориентированную деятельность, приобретающую в последнее время ярко выраженную социальную направленность.
В православную педагогическую культуру России как сферу профессиональной деятельности включены не только педагог, но и священник, их деятельность взаимосвязана, взаимодополняет друг друга. В ходе эволюции профессиональной сферы православной педагогической культуры сформировались и сохранились требования нравственного характера к личностным свойствам наставника: искренняя любовь к детям, собственное нравственное совершенствование, благожелательность и терпение, милосердие, снисходительность и смирение перед духовной стороной жизни ребенка, справедливость и добросовестность.
В православно-ориентированном процессе духовно-нравственного воспитания личности функции священника и педагога-мирянина различны. Священник выступает в двух ипостасях: педагог и пастырь. Функции священника как педагога – законоучительство (передача религиозных знаний), как пастыря – духовное наставление, в котором «педагогическая часть отходит, уступая место суждению о грехах» (прот. В. Зеньковский). Роль педагога-мирянина — помощь ребенку в деле духовного возрастания. Педагог в православной педагогической культуре не претендует на духовное руководство. Вышесказанное позволяет говорить о синергии духовного и педагогического наставничества как одной из характеристик православно-ориентированной педагогики.
Одной из важнейших характеристик православной педагогической культуры в России выступает ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.
Православные монастыри и приходы России сегодня являются социальными институтами общества, традиционными духовно-нравственными центрами в жизни русского народа и государства. Восстановление социокультурной активности и социального служения Русской православной церкви связано с принятием в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» — официального документа, излагающего положения церковного учения по ряду общественно значимых проблем.
Смотрите также::
Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...
Психолого-педагогические основы формирования
экономической культуры младших школьников
Обстоятельная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей ...
Разработка серии коммуникативных игр
На посещенном мною уроке английского языка в 3 «Б» классе учитель использовал коммуникативную игру « the Treasure Island» («Остров Сокровищ») для повторения и закрепления пройденного лексического материала (названий цветов и слов, касающихся природы) и актуализации знаний по таким темам, как «прост ...