Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Мужская одежда. Рубахи

Мужская одежда. Рубахи

Страница 2

Не характерный для туникообразной одежды "бочкообразный" силуэт приобретали указанные рубахи в случае присобирания боковых полотен у пройм по типу среднеазиатских мунисаков, мирсаков). Бочки могли при этом укладываться куколками или собираться в мелкие складки, по которым выполнялась вышивка "по борам" (рис. 27-29).

Рис. 27. Мужская холщевая рубаха а - вид спереди; б - вид сзади.

Рис. 28. Мужская холщовая рубаха

Рис. 29. Мужская холщовая рубаха

Описанный покрой мужских рубах был хорошо известен как в северно-русских, так и южнорусских губерниях России, что, безусловно, свидетельствует о его древности. Вместе с тем, следует отметить отсутствие в европейском материале рубах с присборенными бочками. Особенностью оформления "поляцких" рубах являлась богатая, очень декоративная, вышивка по левой стороне груди. Она представляла собой различные композиции из квадратов, вписанных в большой квадрат или крестообразную фигуру, от которой в разные стороны могли ответвляться изображения хлебных колосьев. Н.П. Гринкова высказала мысль, что раньше положение этой вышивки было не смещенное, а центральное, соответствующее древнему для русских рубах прямому разрезу ворота. Что же касается самой вышивки, то она, как нам кажется, представляла собой не только "усложнение первоначальной формы креста", но имела важное сакральное назначение в костюме. Об этом свидетельствуют такие архаичные мотивы вышивок, как квадраты, пересеченные крест-накрест с точками или без, которые Б.А. Рыбаков трактует в качестве символов "засеянного поля". Большинство наших информаторов считали, что подобные рубахи готовили и одевали на свадьбу, поэтому логично предположить связь нагрудного орнамента со свадебной символикой плодородия.

Квадратные вышивки у ворота выполнялись обычно черными шелковыми нитками. Эти вышивки, как и орнаментации по груди, были довольно однотипны - заполненный геометрическим орнаментом квадрат, расчлененный вертикальными столбцами на несколько частей. В качестве вкраплений использовались квадратики, звездочки и т.д. из красного шелка. В нескольких просмотренных нами рубахах в вышивку искусно вшиты бусинки зеленого бисера - древняя традиция русской одежды, сохранявшаяся в XIX в. в северо-восточных уездах Рязанской губернии. В левой части вышивка переходит в полоску, окаймляющую разрез ворота, и в нижней части заканчивается острым углом. Помимо указанных орнаментальных отделок, как спина, так и грудь украшались свастикой, Z-образной вышивкой, состоявшей из меандрических завитков. Швы этой вышивки одновременно прикрепляли подшиваемую к изнанке подоплеку, т.е. выполняли не только эстетическую, но и практическую функцию.

Рис. 30. Детали вышивки рубахи а – у горловины; б, в – на спине

Очень живописно отделывались подол и низ рукавов этих рубах. Украшение включало в себя полоски кумача (1 - 1,5 см), вышивку красным льном или хлопком геометрических и растительных мотивов в технике роспись, крест и т.д., цветную перевить или кружево, вязанное на коклюшках, крючком. В прорезь бокового полотна и шов рукава вставляли такой обязательный элемент, как кумачовые вставки-ластовицы, которые вдоль швов соединения обрамлялись вышивками красными и синими нитками. Указанные виды украшений вышивками и другими отделками по груди, спине, низу рукавов и подолу сближают рубахи "поляков" с мужскими рубахами Воронежской (Коротоякский уезд) и Орловской (Трубчевский, Брянский, Карачевский уезды) губерний.

Такие рубахи имели и еще одну характерную деталь - вертикальные нашивки кумачом вдоль швов соединения центрального полотна и боковин. Эти нашивки украшали вышивками в виде меандрического орнамента (т.н. "византийская линия"), ромбов с продолженными сторонами, крестов. Вышивки, как правило, выполнялись контрастными, по отношению к кумачу, нитками белого и синего цветов. По двум сторонам от полосок прокладывались узоры геометрического характера, с помощью которых кумач органично вписывался в общую композицию рубахи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию. Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной ...

Причины и условия деформации личностного развития ребенка
Источники и механизмы развития личности ребенка В академической науке устоявшимся является положение о сис­темной детерминации развития личности, в схеме которой выде­лено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как ис ...

Пути формирования познавательного интереса у учащихся и развитие их творческих способностей
Существует множество различных методов формирования интереса учащихся к учебному предмету. Одним из методов является организация межпредметных связей на уроке. Этот метод имеет двухстороннюю направленность. С одной стороны, учащиеся, интересующиеся физикой, должны проявлять интерес и к другим предм ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru