Рис. 35. Погребальная рубаха из белого холста
Поскольку и те, и другие получались разрезанием по косой одного отреза, то на изготовление таких рубах требовалось уже не 5, а 4 полотна. С передним и задним полотнами большие и малые косины соединялись прямыми срезами, а между собой, следовательно, косыми. Для рассматриваемых рубах, как и в общем для "поляцкой" одежды, были характерны кулевидные рукава, а также положение ворота на левой стороне.
Ануйские "смертные" рубахи, оказавшись, таким образом, по расположению швов близкими вышерассмотренным, качественно отличались тем, что вместо прямых боковин в них вшивались кошеные. Это обстоятельство позволяет отнести их покрой уже не к полукошеному, а к кошеному, пережиточно сохранявшему, однако, элементы первого, что выражалось в выкраивании боковых косин разными по величине.
Среди рубах старообрядцев (кержаков) Центрального, Юго-Восточного, Южного Алтая и некоторых других, рядом расположенных, областей выделяются такие, в которых с каждого бока вшивалось только по одному кошеному полотну. Рубахи этой конструкции, как и в вышеописанном варианте, выкраивались из 4-х полотен, но по иной схеме раскроя: срезанные с боковых полотен клинья пришивались не к стану, а к рукавам. Кошеные полотна пришивались к центральному полотну так, что прямым срезом присоединялись спереди, а косым сзади. Рукава, которые при таком способе кроя имели клинья, вшивались в отверстия, образуемые центральным полотном и боковыми косинами, перпендикулярно к нити основы последних.
По-видимому, рубахи указанной конструкции представляли собой раннюю традицию в одежде - они зафиксированы в погребальных комплексах кержаков. Для рубах этого назначения характерно сохранение древних элементов - обметанное швом через край отверстие (ворот) для головы, прямой разрез ворота, скрепление ворота тесемками-плетешками, приемы шитья живулькой и т.д. Все это сближает кержацкие "смертные" рубахи с аналогичного назначения одеждой кержаков других районов России (Вятской, Великолукской, Псковской губерний).
Совершенно иное впечатление производят рубахи этого варианта покроя в повседневном и праздничном комплексах конца XIX - начала XX вв. В них наблюдаются такие элементы, не встречавшиеся или маловстречавшиеся в погребальных рубахах, как стоячий воротник-ошейник, планка по разрезу ворота, вышивки растительных орнаментов, выполненных в технике крест и т.д. Преобладающим в этом варианте рубах был левый разрез ворота, который вместе с воротником застегивался на ряд пуговиц. Вышивка выполнялась по воротнику и планке разреза ворота - узкому столбику или широкой манишке. Любимые сочетания - красные и черные цвета. Рубахи описанного покроя и украшения очень близки к аналогиным рубахам начала XX в. России, Белоруссии.
Во второй половине XIX - начале XX вв. у старожилов Южного Алтая наиболее распространенными были рубахи с четырьмя кошеными полотнами - по два с каждого бока (рис. 36). Этим конструкция отличалась от только что описанной - с двумя бочками. Принципиально иным в ней было также то, что кошеные полотна выкраивались одной величины, а не разной, т.е. не так, как в ранее описанных рубахах. Симметричный покрой достигался уже упоминаемым нами ранее способом перекашивания сложенного вдоль нити основы отреза ткани, при котором одновременно получались бочки и рукава. Бочки пришивались к центральному полотну прямыми срезами, соединяясь между собой косыми. Кошеные рукава вставляли в отверстия, образуемые бочками и центральным полотном.
Рис. 36. Мужская рубаха из пестряди: а – вид спереди; б – вид сзади
Описываемые рубахи шили из достаточно широкого ассортимента материалов, которые различались в зависимости от назначения; повседневные, погребальные готовились из льна, конопли; праздничные - из пестряди (с "серпинкой"), сатина, кашемира, ситца. Разрез ворота праздничных рубах, подобно предыдущим, обшивали продольной полоской ткани - приполком, нахлесткой и вместе с воротником настрачивали декоративными строчками, украшали вышивками. До настоящего времени "дожили" экземпляры с довольно однотипными узорами в виде геометризованных растительных мотивов, выполненных красными и черными бумажными нитками. Вместе с тем, архивные данные, а также сообщения пожилых людей свидетельствуют о существовании в прошлом таких украшений, как тканины красной бумагой, "обшивки вязанками из белой бумаги".
Смотрите также::
Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учит ...
Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об
экологической культуре у детей
На современном этапе развития методики экологического образования дошкольников сложился определённый арсенал методов организации и средств работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, в ...
Способы функционирования православной педагогики
Способом функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является воспитание. Тема воспитания в светской и православной педагогике получает различное истолкование и в применении к проблемам развития ребенка. Развитие – это общий закон жизни. Это движение от зерна к растению, от за ...