Читатель, следуя за авторским воображением, испытывает, по мнению ряда исследователей (М. Арнаудов, Е. Добринская, М. Марков, Б. Успенская и др.), «игровое (ролевое) самочувствие». Он мысленно переносится в иной – художественный – мир, созданный волей художника. В этом мире читатель занимает определенную позицию, играет определённую роль. Он может вслед за автором стать наблюдателем-сочувствующим, сопереживающим героям. Может перенести своё «я» в образ героя, формируемый в его сознании кодовыми средствами произведения, или на позицию автора.
Один из видов деятельности, в которой отражается «ролевое самочувствие» читателя – инсценирование литературных произведений. Литературоведческая наука признаёт инсценировки особым литературным жанром. Инсценировки – пьесы представляют собой самостоятельные драматические произведения, составленные из диалогов, сопровождающиеся ремарками.
Сценическая трансформация литературного текста – творческий процесс освоения произведения одного вида искусства другим. Он требует глубокого знания природы и свойств литературы, тщательного, тонкого анализа литературной основы будущей инсценировки, понимания не только логики действия, но и пафоса, идеи, авторской позиции, выраженной в произведении. Неудачи инсценирования связаны именно с неверным прочтением художественного текста, с искажением авторской мысли.
Творческие ассоциации, художественное интерпретаторство – явления, обоснованные природой художественного восприятия, законами воздействия на личность. «Внутренняя мысль, особенно когда эта мысль творческая, охотно использует другие системы знаков, более гибкие и менее стандартные, чем речь, и которые оставляют больше свободы, подвижности творческой мысли».
Одной из основных педагогических задач, стоящих перед преподавателем в вузе – создать эмпирическую основу понимания специфики литературы как вида искусства, заложить основы творческого мышления. Все эти задачи требуют глубокой многосторонней работы над образно-эмоциональным пластом произведений. Именно к нему и обращена, прежде всего, сценически-игровая деятельность.
Сценически-игровая деятельность нацелена на внутреннее, глубинное, интуитивное исследование психологии персонажа, познание внутреннего мира человека через собственные ощущения и действия. Она основана на самостоятельной творческой активности, поиске и даёт большие возможности в развитие интерпретационных способностей.
Активная работа воссоздающего воображения приводит читателя на новую ступеньку восприятия. «В этом случае деятельность воссоздающего воображения доплетается с деятельностью творческого мышления».
Зрительно-звуковые образы литературного спектакля обогащают опыт студентов и подталкивают их к собственному творчеству. Спектакль фиксирует в своих деталях оценку интерпретацию произведения.
Сценические-игровые приёмы можно классифицировать по ряду признаков, однако, основополагающими в рамках нашего исследования являются классификации по направленности на развитие специальных способностей: художественно-исполнительских (инсценировка, театр одного актёра), художественно-изобразительных (эскиз декораций, афиша, оформление спектакля), литературно-творческих (написание диалога, афиши, ремарок, инсценирование эпизодов, режиссёрский комментарий к спектаклю).
Данный тип интерпретационной деятельности (сценически-игровая деятельность):
- организует последовательность восприятия художественного произведения в соответствии с логикой его развития;
- способствует формированию основ читательских умений через собственный творческий опыт деятельности на основе текста художественного произведения;
- способствует развитию творческого мышления посредством самореализации в творческой деятельности;
- готовит к восприятию драматического произведения;
- расширяет представления о смежных с литературой видах искусства.
Современный психолог И.С. Кон подчёркивает, что главное, к чему мы должны стремится на занятиях по литературе, активизируя художественное восприятие, это развивать дивергентное мышление. Именно такое мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Такое мышление стимулирует и активизирует творческие возможности каждого.
В ходе анализа драмы А.Н. Островского «Гроза», используя ролевую игру, мы объединяли студентов в творческие группы. Создание творческих групп позволяет дифференцировано подойти к возможностям студентов, выявить их потенциальные способности. К тому же, деление всех студентов на творческие группы помогает включить в активную работу всех. При этом, следует иметь в виду, что каждый студент наделён особыми субъективными способностями, своим складом мышления, индивидуальной психологической организацией.
Основные принципы ролевой игры
На третьем этапе – третьем семинарском занятии – в группе организуются четыре творческие группы: режиссёров, актёров, критиков, художников. Каждая из групп выполняет специальные задания.
Смотрите также::
Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства
Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих понятий. Исследованию понятий "дети", "детство" уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованы позиции таких авторов, как И.И. ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические особенности детей 3-го года жизни К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с друг ...
Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Краеведческий принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных ра ...