Новое в педагогике » Специфика творческого мышления » Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке

Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке

Страница 8

На основе этих идей в педагогике активно развивается концепция развивающего обучения, которая имеет множество оттенков, подходов, но суть её сводится к тому, что это обучение, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и, тем самым, непосредственно влияет на умственное развитие (Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Якиманская И.С. и др.).

В педагогике высшей школы укоренилось положение, согласно которому развитие выступает одним из слагаемых подготовки студентов. При этом развитие понимается как целеустремлённый процесс функционального совершенствования умственной деятельности студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии и условиями работы. Оно выражается в формировании у студентов способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, то есть всего того, что составляет основу творческого мышления. Иными словами, под развитием подразумевается целенаправленный процесс формирования у студентов структуры творческого мышления, влекущий за собой развитие интеллектуального потенциала личности.

Теоретическое положение о возможности управляемого развития творческого мышления студентов в процессе обучения базируется на результатах экспериментальных исследований. Было показано, что обучение достигает развивающего эффекта при опоре на определенные закономерности развития интеллектуальных качеств обучающихся. Кроме того, обнаружена зависимость этого процесса от сформированности активного и глубокого интереса к умственной деятельности, от постоянно возрастающих интеллектуальных нагрузок, от сочетаний эмоционального и рационального познаний, от активной самостоятельной работы и осознания обучаемым своей умственной деятельности. Эти закономерности нашли преломление в принципах развивающего обучения: активности, обучения на высоком уровне трудности, эмоциональной насыщенности, осознания и саморегуляции своей умственной деятельности.

Результаты экспериментальных исследований показали, что в основу его должны быть положены объективные закономерности интеллектуального развития, которые наиболее полно проявляются при соблюдении следующих условий:

- развитие творческого мышления должно выступать объективно и субъективно значимой целью как для обучающего, так и для обучаемых;

- при развитии творческого мышления необходимо осуществлять единство процессуального и личностного подходов, т.к. интеллектуальное развитие студента тесно связано с его жизненными планами и опытом;

- преподаватель должен владеть приёмами управления развитием интеллектуальных качеств студентов, знать критерии оценки уровня их развития, уметь гибко корректировать данный процесс по мере необходимости;

- студент должен чётко представлять пути и способы развития у себя необходимых качеств и творческого мышления в целом, постепенно овладевать «самооценочными» интеллектуальными умениями, осознанно концентрировать усилия на развитии сильных сторон и преодолении слабых сторон умственной деятельности;

- студент достигает высокой эффективности развивающего обучения, если он владеет методикой целенаправленного создания познавательных противоречий. Одной из форм управления интеллектуальным развитием является создание в процессе обучения проблемных ситуаций;

- процесс становления гибкого мышления должен идти по мере перехода от решения проблемных задач под руководством преподавателя к самостоятельному поиску противоречивых сторон явлений, нахождению проблемных ситуаций и их разрешению;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Смотрите также::

Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников
В данном параграфе определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Исследование этапов: Начальный (констатирующий) – получение информации об уров ...

Психолого-педагогическая работа библиотекаря
В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей. Для ребят библиотека - не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, к ...

Востребованность этих признаков в современной школе и значение изучения проблемы
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действительно воспитательно. Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих, то есть и угрозы наказаний и обещания наград, обуславливающих приобретен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru