Проблема интереса не меньшее звучание получила в современных исследованиях, изучающих ее с различных позиций. В работах ученных М.Ф. Беляева10, А.А. Невского; в работах Ю.К. Бабакского познавательный интерес выступает в основном как средство обучения.
Интерес как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности изучен психологами В.И. Загвязинским, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович.
Исследователи решают такие проблемы как определение структуры интереса, рассматриваемого во взаимосвязи с потребностями. (А.С. Айзикович, Г.Е. Глезерман). Изучается роль интересов в поведении личности, определяются основные направления его воздействия на социальные процессы, в частности, интерес исследуется как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности.
Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности. Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность.
Познавательный интерес как мотив является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения и другими. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию благотворно влияет на другие мотивы.
Однако, взаимосвязь мотивации и познавательного интереса – явление сложное. Прежде всего, следует определить место познавательного интереса в общей структуре мотивации: он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью.
Изоляция познавательного интереса как мотива деятельности – это явление крайне нежелательное. Оно может способствовать академизму. Система предварительных условий, необходимых для формирования у учащихся интереса к познанию в наиболее четком виде представлена в работе Н.Г. Морозовой. Автор подчеркивает, что познавательный интерес является частным случаем интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и определяется как эмоционально познавательное отношение к предмету.
Идею обучения, основанного на интересе, развивают П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев.
В работе "Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы" (М., 1991г.) П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев подчеркивают, что познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе.
Итак, проблема формирования интереса широко рассмотрена в историко-педагогической литературе, в том числе и в теории школьного образования.
Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям, воспитателям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.
Смотрите также::
Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...
Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного ...
Взгляды на воспитание джентльмена в письмах Ф.
Честерфилда
В XVIII—XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда "Письма к сыну", не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора. Филипп Стэнхоп, граф Честерфилд, был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с ...